СПОСОБЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ
Мартынова М.В., методист, педагог дополнительного образования
Восприятие информации человеком во время коммуникации можно разделить на несколько основных типов, каждый из которых характеризует предпочтения в способах получения и обработки информации. Вот основные из них:
- Визуальный способ
Люди с визуальным стилем восприятия предпочитают получать информацию через зрительные образы. Они лучше запоминают информацию, представленную в виде графиков, диаграмм, картинок и видео. В процессе обучения они могут использовать цветовые коды, заметки и схемы для организации своих мыслей.
- Аудиальный способ
Аудиальные воспринимают информацию через слух. Они лучше запоминают слова, звуки и интонации. Такие люди могут предпочитать слушать лекции, аудиокниги или обсуждения. В коммуникации они часто используют вербальные выражения и могут акцентировать внимание на том, как звучит информация.
- Кинестетический способ
Кинестетические воспринимают информацию через ощущения и движения. Они учатся лучше, когда могут взаимодействовать с материалом физически или применять его на практике. Такие люди часто используют действия, примеры из жизни и практические занятия для понимания информации.
- Мыслящий способ
Люди с этим стилем восприятия (дигиталы или дискреты) характеризуются логическим осмыслением информации. Они склонны анализировать информацию логически и структурированно, предпочитают абстрактные концепции и теории, а также любят работать с данными и цифрами. Такие люди могут использовать схемы, алгоритмы и модели для обработки информации.
Характерные признаки поведения различных типов людей
Признаки поведения | Способы восприятия информации | |||
Визуальный | Аудиальный | Кинестетический | Мыслящий | |
Ключевые слова | Вижу, наблюдаю, взгляд, форма, линия, помещение, свет, кажется, заметно, ясно, изображено, светлый, маленький, черно-белый, цветной, прозрачный, неясный, точка зрения, упускать из виду, осматривать. | Звук, шум, звучание, тишина, мелодия, ритм, грохот, голос, слух, крик, слушать, прислушиваться, улавливать, спрашивать, обсуждать, высказывать, кричать, смеяться, сообщать, громкий, тихий, резкий, спокойный, веселый, намекать. | Ощущение, прикосновение, касание, контакт, скольжение, дотрагиваться, хватать, гладить, сжимать, брать, сидеть, наклоняться, делать, двигать, переставлять, мягкий, прохладный, нежный, пушистый, гладкий, легкий, сладкий, волноваться. | Разумный, логичный, понимаю, знаю, цифра, значит, соответствует, функционально, внимание, думать, излагать, присутствовать, напоминать, обычный, проявлять настойчивость, придумывать, полагать, обдумывать, обосновывать, выводы. |
Жесты | Выше плеч | На уровне груди | Ниже груди | Малочисленны |
Голос | Высокий, чистый, быстрый, громкий | Средний, мелодичный, ритмичный | Низкий, хрипловатый, медленный | Монотонный, прерывистый |
Поза, осанка | Прямая, расправленная | Голова наклонена в бок | Искривленная, согнутая, комфортная | Руки скрещенные, прямая осанка, поднятая голова |
Тип тела и движения | Тощий или тучный; движения скованные, судорожные, прерывистые | Различный; движения то зажатые, то свободные | Пухлый, округленный; движения свободные, плавные | Движения негибкие, обычно застывшая поза |
Дистанция | Большая, чтобы видеть, не любит прикосновений | Небольшая, но избегает прикосновений | Очень близкая, чтобы коснуться | Большая |
Взгляд | Над окружающими | Чаще глаза опущены | Под окружающими | Смотрят над толпой |
Особенности работы с собеседником | Обращать внимание собеседника на видимые особенности вашего предложения | Крайне внимательно слушать собеседника, красиво и подробно рассказывать о своем предложении, подстраиваясь под речь собеседника | Дать собеседнику возможность ощутить особенности вашего предложения или описать его через чувства и ощущения | Точно и четко аргументировать выгоду Вашего предложения, обосновывать каждое утверждение, обращать внимание собеседника на функциональность товара |
Каждый человек может сочетать различные стили восприятия, но обычно у него есть один или два доминирующих стиля. Понимание этих стилей может помочь в эффективной коммуникации и обучении, позволяя адаптировать подход к каждому индивидууму.