СПОСОБЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ

Мартынова М.В., методист, педагог дополнительного образования

Восприятие информации человеком во время коммуникации можно разделить на несколько основных типов, каждый из которых характеризует предпочтения в способах получения и обработки информации. Вот основные из них:

  1. Визуальный способ

Люди с визуальным стилем восприятия предпочитают получать информацию через зрительные образы. Они лучше запоминают информацию, представленную в виде графиков, диаграмм, картинок и видео. В процессе обучения они могут использовать цветовые коды, заметки и схемы для организации своих мыслей.

  1. Аудиальный способ

 Аудиальные воспринимают информацию через слух. Они лучше запоминают слова, звуки и интонации. Такие люди могут предпочитать слушать лекции, аудиокниги или обсуждения. В коммуникации они часто используют вербальные выражения и могут акцентировать внимание на том, как звучит информация.

  1. Кинестетический способ

Кинестетические воспринимают информацию через ощущения и движения. Они учатся лучше, когда могут взаимодействовать с материалом физически или применять его на практике. Такие люди часто используют действия, примеры из жизни и практические занятия для понимания информации.

  1. Мыслящий способ

Люди с этим стилем восприятия (дигиталы или дискреты) характеризуются логическим осмыслением информации. Они склонны анализировать информацию логически и структурированно, предпочитают абстрактные концепции и теории, а также любят работать с данными и цифрами. Такие люди могут использовать схемы, алгоритмы и модели для обработки информации.

 

Характерные признаки поведения различных типов людей

 

Признаки поведения Способы восприятия информации
Визуальный Аудиальный Кинестетический Мыслящий
Ключевые слова Вижу, наблюдаю, взгляд, форма, линия, помещение, свет, кажется, заметно, ясно, изображено, светлый, маленький, черно-белый, цветной, прозрачный, неясный, точка зрения, упускать из виду, осматривать. Звук, шум, звучание, тишина, мелодия, ритм, грохот, голос, слух, крик, слушать, прислушиваться, улавливать, спрашивать, обсуждать, высказывать, кричать, смеяться, сообщать, громкий, тихий, резкий, спокойный, веселый, намекать. Ощущение, прикосновение, касание, контакт, скольжение, дотрагиваться, хватать, гладить, сжимать, брать, сидеть, наклоняться, делать, двигать, переставлять, мягкий, прохладный, нежный, пушистый, гладкий, легкий, сладкий, волноваться. Разумный, логичный, понимаю, знаю, цифра, значит, соответствует, функционально, внимание, думать, излагать, присутствовать, напоминать, обычный, проявлять настойчивость, придумывать, полагать, обдумывать, обосновывать, выводы.
Жесты Выше плеч На уровне груди Ниже груди Малочисленны
Голос Высокий, чистый, быстрый, громкий Средний, мелодичный, ритмичный Низкий, хрипловатый, медленный Монотонный, прерывистый
Поза, осанка Прямая, расправленная Голова наклонена в бок Искривленная, согнутая, комфортная Руки скрещенные, прямая осанка, поднятая голова
Тип тела и движения Тощий или тучный; движения скованные, судорожные, прерывистые Различный; движения то зажатые, то свободные Пухлый, округленный; движения свободные, плавные Движения негибкие, обычно застывшая поза
Дистанция Большая, чтобы видеть, не любит прикосновений Небольшая, но избегает прикосновений Очень близкая, чтобы коснуться Большая
Взгляд Над окружающими Чаще глаза опущены Под окружающими Смотрят над толпой
Особенности работы с собеседником Обращать внимание собеседника на видимые  особенности вашего предложения Крайне внимательно слушать собеседника, красиво и подробно рассказывать о своем предложении, подстраиваясь под речь собеседника Дать собеседнику возможность ощутить особенности вашего предложения или описать его через чувства и ощущения Точно и четко аргументировать выгоду Вашего предложения, обосновывать каждое утверждение, обращать внимание собеседника на функциональность товара

 

Каждый человек может сочетать различные стили восприятия, но обычно у него есть один или два доминирующих стиля. Понимание этих стилей может помочь в эффективной коммуникации и обучении, позволяя адаптировать подход к каждому индивидууму.