Нейрографика в профессии педагога как метод сохранения культурного наследия

Нейрографика в профессии педагога как метод сохранения культурного наследия

Пушкова Виктория Сергеевна — педагог дополнительного образования отдел ИЗО и ДПИ ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района, инструктор нейрографик.

«Все виды искусства служат величайшему из искусств — искусству жить». Б.Брехт

Центральную часть психической жизни человека составляет модель мира, его картина, образ как представление о мире и о себе в нем. Каждый человек, живя в социокультурной среде, хранит историю своей семьи. Перед целым народом и каждым человеком стоит задача беречь и хранить опыт предыдущих поколений, генетический код, память, привычки, традиции и передавать эти знания потомкам. Педагогу в процессе передачи культурного наследия и формирования народного сознания отводится наибольшая роль.

С начала XX века деятелями культуры, учеными и социологами отмечается нарастание дефицита культурного народного сознания. Культурный кризис выражается в потере истоков, незнании своих корней, истории и традиций. Вполне уместно утверждать, что именно на педагога возложена миссия национального воспитания и трансляции культурного наследия юному поколению. Есть уникальный арттерапевтический метод – Нейрографика, автором которого является Павел Михайлович Пискарев, архитектор, доктор психологических наук, профессор, основавший «Институт Психологии творчества Павла Пискарева». Метод «Нейрографика» Павла Пискарева позволяет работать со своими привычками, дает возможность понять себя и окружающих, изучая свой эмоциональный опыт, позволяет глубже понять свой внутренний мир и мир ребенка, его потребности, особенности воздействия художественных произведений на его эмоциональную сферу. Такая методика способствует более эффективной организации процесса эстетического воспитания и художественного развития как педагога, так и учащегося. 

Процессы сохранения и трансляции поддаются своего рода “контролю” с помощью нейрографики. С точки зрения нейрографики мы концентрируем внимание на том, что педагог — это человек, в нейронной системе которого заложены устойчивые базовые ценности. Педагог помогает фокусироваться на важных аспектах культурного сознания и в своем идеале играет ключевую роль в становлении маленького человека. Однако под влиянием внешних факторов и педагог испытывает “истощение” духовных сил, помогающих транслировать культурное наследие. 

Нейрографика как метод, применимый для восстановления ресурсности человека, с одной стороны, позволяет педагогу сохранять устойчивую связь между прошлым и настоящим, между традиционным и современным. Нейрографика позволяет расставить все по полочкам, сфокусировать внимание на сильных сторонах, опираясь на те знания, что есть, усилить слабые, а также с помощью различных техник проработать семью, род и свое окружение, — использовать, как ресурс, опыт предыдущих поколений, знания о своем народе, ценности, которые приняты в обществе, культуру своего народа, свои собственные умения и навыки. Все это помогает сформировать “правильные” мысли у детей и сосредоточить их внимание на личностный рост. С другой стороны, нейрографика помогает “налаживать” связь педагога с самим собой и сохранять его ресурсные возможности. Поскольку все то, что несет в себе педагог, отражается на детях, которым он транслирует свой уровень культурного развития и эмоционального состояния. Метод Нерографики позволяет эстетично и экологично для себя и окружающих работать с собой. Для детей, особенно в творческой сфере, необходим ресурсный педагог. 

Принято считать, что педагог всегда должен быть готовым отдавать все свои силы, время и внимание детям, должен любить их, понимать и принимать целиком и полностью, несмотря на усталость, раздражение, свои личные переживания и проблемы. Но что, если раздраженный педагог — это признак несовершенной педагогической системы? Система, в которой работает педагог, устроена так, что он теряет ресурс своих жизненных сил и не успевает восстановить его к началу рабочего дня. Ведь никто из нас, педагогов, не планирует в начале своего карьерного пути быть «злым», просто мы входим в зону, где ресурс принято терять и не заботиться о его восстановлении.

Не решая вопрос профессионального выгорания, на выходе мы получаем то, что транслируют обратно нам наши ученики. Именно невосполненный и несбалансированный ресурс у педагогов, как следствие современного темпа жизни, приводит к такой картине: нервные дети с плохо развитым эмоциональным интеллектом и ограниченным художественным восприятием а также искаженными понятиями о культуре поведения и базовых ценностях уважения к окружающим.

Восприятие искусства — это еще и выход за пределы своего мира. Это труд души, творчество. Этот процесс всегда сопровождается новым духовным опытом, обновлением, перспективой развития. Так как человек способен адекватно воспринимать только то, что организовано по законам его внутреннего мира, то задача педагога научить считывать эмоциональный посыл с художественных произведений. Педагог должен так организовать образовательный процесс, чтобы каждому ребенку был понятен и доступен мир художественного восприятия окружающей среды и его внутреннего мира, чтобы он смог о нем рассказать графическим языком.

Образовательный процесс может выстраиваться в формах «диалога», «монолога» или «дискуссии», которые осуществимы в «нейрографике». То, что ребенок не может выразить словами или разобраться в том, какие чувства испытывает, он может выразить графическим языком, постепенно приобретая навык комфортного управления своим состоянием и обретая способность к его корректировке. Ребенок учится в условиях безопасной для него обстановки (нейрографику можно рисовать и наедине с самим собой) решать задачи в общении со сверстниками и взрослыми, а также ставить для себя любую цель, будь то профориентация, сдача экзаменов и прочее. 

Важной задачей современной педагогической системы является создание условий для преодоления кризисных ситуаций, для восстановления баланса при общении педагога и учащегося, взрослого и ребенка. Нейрографика помогает снять психологическое напряжение у взрослого, развивает мелкую моторику у детей, а также помогает восприятию целостной картины мира, формированию правильных мыслей, уважения к себе и к окружающим, ценить то, кем ты родился и где, способствует художественно-эстетическому развитию, решает множество проблем (задач), открывает новые возможности, в том числе помогает не допустить профессионального выгорания.

«Нейро» — мозг, психика, все от чего зависит жизнь, состояние, чувства и мироощущение человека. «Графика» — линия. Таким образом, нейрографика — метод, работающий непосредственно с головным мозгом через глаз и мелкую моторику, посредством графического исполнения определенного пошагового алгоритма на листе бумаги, это перенос мыслей графическим языком на лист.

Как в любом языке, в нейрографике есть свой алфавит: треугольник, круг, квадрат и линия. Самой главной является – линия нейролиния, которая имеет свои особенности: она не повторяет себя на каждом участке своего пути и идет туда, куда не ожидает рука, требует включенности, а не рефлексии.

Нейролиния имеет контур природных очертаний: холмистого горизонта, трещинок земли в пустыне, траекторию полета птиц и еще множество примеров можно найти в нашем окружении. (рис.1)

 Понадобится лист бумаги, черный маркер и цветные линеры. Работа выполняется поэтапно и все пункты необходимо соблюсти.

В процессе рисования вы можете записывать свои ощущения и мысли. Это поможет вам лучше понять, какие с вами происходят трансформации и как меняется ваше отношение к задаче, где кроется в теле ваше напряжение и какие инсайты (открытия, осознания) у вас появляются в течение рисования.

Метод нейрографики уникален своей способностью восстанавливать эмоциональный баланс и восполнять утраченный ресурс, сохранять накопленные прошлыми поколениями духовные культурные ценности. Его применение на практике в педагогическом процессе поможет решить многие проблемы, с которыми сталкивается современный педагог. Разобравшись с помощью нейрографики в собственных внутренних силах и духовных основах, педагог уверенно транслирует культуру, ценности и традиции в общество. В Нейрографике существует множества техник по работе с родом, взаимодействию с окружающими и самоощущения себя в социуме. Сам метод Нейрографики становится культурным достояние современного общества, помогает поддерживать здоровье общества с крепкими «корнями» — традициями, культурной памятью, неистощимыми духовными ресурсами.

Список используемой литературы:

  • «Нейрографика Алгоритм снятия ограничения» автор: Пискарев П.М.  дата. Издание
  • Курс — инструктор «Нейрографики» (Институте Психологии творчества Павла Пискарева), 2018 год.
  • Курс — специалист «Нейрографика по работе с детьми» (Институт Психологии творчества Павла Пискарева), 2020 год.
  • «Психология детского творчества» 2-е издание / Николаева Е.И.- «Питер», 2016
  • Детская психология / Смирнова Е.С.- «Питер», 2018
  • Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт /  сборник под ред. А.И. Копытина- «Когито Центр», 2012
  • Затаенная боль. Дневник психоаналитика / Эльячефф Каролин — «Институт общегуманитарных исследований», 2018, стр. 208
  • Психологический журнал. Словарь основных психологических терминов // psychojournal.ru
  • Эмоциональный интеллект ребенка / Готтман Джон, Джоан Деклер – «Манн, Иванов и Фабер», 2020, 296 с.
  • Мышление и речь / Выготский Л.С.- «Аст», 2008, стр. 671
  • Нейропсихологическое консультирование в практике психолога образования / Л.С. Цветкова – «Издание книг ком», 2012
  • Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст /  Прихожан А.М. – «Питер», 2007, 192с.

Статья была представлена на конкурс: Профессиональный конкурс педагогов Московского района Санкт-Петербурга, посвященный Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России 

«Культура, традиции и народное искусство»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *