Павлова Светлана Вадимовна,
концертмейстер, методист, заведующий вокально-хоровой секцией
ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района
Что за прелесть эти сказки!
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказки в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Во- вторых, сказки развивают правильную речь, учат отличать добро и зло. В- третьих, через сказку ребенок усваивает не только нравственные ориентиры, но и культуру народа.
Русские народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле, уважению народным традициям, культуре своего народа. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасают своих друзей, наказывает врагов – добро борется бьется со злом «не на жизнь, а на смерть».
Недостаточно просто прочитать сказку ребенку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте.
Неоценимую помощь в более глубоком эмоциональном восприятии сказочных образов оказывает музыка и яркий увлекательный видеоряд. Благодаря выразительной музыке в сочетании с красочными наглядными картинами ребенок с большим интересом переживает захватывающие приключения сказочных персонажей, волшебное действие сказки. Просмотр и прослушивание музыки становятся прекрасным дополнением к чтению сказки. Таким образом, взаимосвязано развиваются и работают слуховой и зрительный каналы восприятия у ребёнка.
Тема сказки широко отражена в творчестве замечательных русских композиторов – П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова. Так, Анатолий Константинович Лядов написал несколько программных симфонических картин, использующих образы русских сказок. Так, в начале XX века появляется первая из задуманных пьес — «Баба-Яга», через несколько лет возникает «Волшебное озеро», и в 1909 году — «Кикимора».
В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам: «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить…» Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги А.Сахарова: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».
Посмотрите с детьми мультфильм-сказку по мотивам произведения русского композитора А. К. Лядова «Кикимора», послушайте красивую настоящую музыку, насладитесь художественными образами персонажей, созданных талантливыми художниками- мультипликаторами, порассуждайте с ребенком о роли персонажа Кикоморы в сказке, о том, какой она персонаж. Спросите, для чего в сказках всегда есть положительный и отрицательный герой.