Самый длинный день 1941 года – 22 июня – стал и самым трагичным. Начало Великой Отечественной войны – День памяти и скорби – история, которая с каждым годом все дальше, но от этого не менее значима. Это своего рода культурный код нашего народа, без которого многое понять нельзя. Первые аккорды песни «Двадцать второе июня, ровно четыре часа…», звонкие голоса детского хора «Пусть всегда будет Солнце…», картина «Даже не снилось» В. Папко, стихи К. Симонова:
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Всего за минуту в сознании возникает образ Света и Тьмы – Солнца и застилающего его дыма от бомбежки, а вместе с ним боль – воспоминания о трагических судьбах близких, заставляющие остановиться. Такая непроизвольная минута молчания, не в рамках акции, а по необходимости, просто чтобы можно было дышать и жить дальше.
Что могут понимать в этих чувствах наши дети? Что они должны знать о войне? Хочется сказать: «НИЧЕГО!» «Война не место для детей!..» Так хочется защитить своих детей от тяжелых переживаний, сделать так, чтобы тягостные чувства никогда не коснулись их, но… Дети вырастают. И тогда встает другой вопрос: «Что необходимо знать человеку с детства, чтобы быть человеком?» Историю своей семьи, своего народа, свои корни. Мы не можем переписать историю, мы не имеем права скрывать ее или искажать, чтобы нарисовать для детей мир в розовых красках. Детям нужны мы настоящие, с настоящими чувствами – так же им нужна настоящая история.
Многие родители оказываются в замешательстве: как и с какого возраста говорить детям о войне? Нужно ли рассказывать об ужасах войны?
С одной стороны, стоит избегать травмирования психики ребенка, не соответствующей возрасту информации: ночные кошмары и другие проявления невротизации еще никого не сделали человечнее. Но, с другой стороны, есть опасность уйти в геймификацию, столь свойственную нашему времени и столь неуместную в освещении темы войны. Как дети поймут, что война – это нечто ужасное, что памятные даты, связанные с ней, – это не праздники и что в День памяти и скорби следует воздержаться от развлечений?
Самое действенное и важное – делиться с детьми семейной историей. Хорошо, если в семье сохранились реликвии: фотографии, ордена и медали, письма времен войны.
Вещественные свидетельства войны можно увидеть, посетив музеи. Например, музей «ДОТ рубежа «Ижора»» (четная сторона ул. Димитрова, между Софийской и Малой Бухарестской ул.); музей подводная лодка Д-2 «Народоволец» (В.О., ул. Шкиперский проток, д. 10); Блокадная подстанция (наб. реки Фонтанки, д. 3а); Музейный Комплекс «Сестрорецкий рубеж» (Приморское шоссе, 37-й км).
В дни памятных дат познавательные мероприятия о войне проводят библиотеки. Это всегда бесплатно и интересно.
Книги, фильмы и мультфильмы тоже способные дать достоверное представление о войне. Но будьте внимательны с выбором контента: почитайте и посмотрите сначала сами, чтобы быть уверенным в том, что вашему ребенку этот материал подойдет по возрасту и уровню восприятия. Не оставляйте его с прочитанным или увиденным наедине: обязательно побеседуйте! Ребенку важно знать, что такое не повторится.
Педагоги, экскурсоводы, авторы детских книг способны заинтересовать ребенка, приблизить далекие события, показать их настоящими. Но не стоит сразу ожидать глубокого переживания. Потребность в минуте молчания формируется не сразу. Сначала интерес – потом узнавание и сопереживание. По мере взросления ребенка осознание народной трагедии будет углубляться. Но нашим детям, конечно, уже легче дышится, чем нам, и тем более, чем страшим поколениям, соприкоснувшимся с войной. И это замечательно. Это значит, что мы победили.
…Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем. (А. Твардовский)