Когда учебный год подходит к концу, самое время подводить его итоги. К тому же не секрет, что умение проводить самоанализ собственной деятельности и ее результатов способствует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность, ответственность.
Рефлексия — размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
Рефлексия может быть трех видов: эмоционального состояния, учебной деятельности и учебного содержания. Исходя из вашей цели вы выбираете те или иные вопросы для рефлексии.
В конце учебного года организуйте рефлексию для учащихся в своем коллективе и получите ценную обратную связь от детей. Исходя из этого внесите коррективы в планирование на следующий учебный год.
Рефлексию можно проводить устно, работая с небольшими группами учащихся (если есть возможность), или письменно (в бумажном или электронном виде). Писать можно в свободной форме, но это непростая задача для детей. Особенно тех, кто не привык к такой деятельности. Поэтому лучше сделать рефлексию структурированной.
Наиболее простой способ в организации рефлексии — предоставление учащимся направляющих вопросов.
Из списка вопросов, которые можно задать учащимся, выбирайте те, которые наиболее актуальны и содержательны для вас:
- Что из того, что мы делали в этом учебном году, запомнилось тебе?
- Чего ты достиг в этом году?
- Чем ты гордишься?
- Что было наибольшим вызовом для тебя в этом году?
- Если бы ты мог изменить что-то одно в этом году, что это было бы?
- Перечисли три наиболее важных вещи, которым ты научился в этом году.
- Назови то, что вызывало сложности в начале года и давалось очень легко в конце.
- Что может сделать педагог, чтобы ты учился в следующем году намного лучше, чем в этом?
- Есть что-то, чему ты научил педагога или других ребят?
- Из книг/видео, что ты прочитал/посмотрел в этом году, какая/какое было самым интересным? Почему?
- Кто в коллективе оказал наибольшее влияние на тебя в этом году? Почему?
- Какие три ключевых слова (или прилагательных) наиболее ярко опишут этот учебный год?
- Что мог бы сделать педагог, чтобы сделать этот учебный год лучше?
- Какая форма работы на занятии для тебя самая комфортная?
- Какой совет ты был дал учащимся, которые в следующем году будут посещать этот коллектив?
- Над каким умением тебе еще надо поработать?
- Какое событие принесло радость?
- Какие события огорчали?
- Оставь пожелание педагогу на следующий учебный год.
- Оставь пожелание себе на следующий учебный год.
Важно учитывать, что писать рефлексию непросто, поэтому помогите припомнить события, задавайте направляющие вопросы и предоставьте достаточно времени для того, чтобы вдумчиво проанализировать завершающийся учебный год. Благодаря таким приемам перед вами всегда будет наглядная картина: что ребята поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.
Желаем вам продуктивного завершения учебного года, дорогие коллеги! Пусть для каждого он останется полным ценного опыта, полезных выводов и перспективных планов!