В 1960 году психолог Роберт Розенталь и директор школы Ленор Джекобсон провели исследование, ставшее классическим и позже повторявшееся много раз. Ученикам начальной школы дали стандартный тест IQ. Дети ответили на вопросы тестирования, а учителям позже озвучили их результаты. В целях эксперимента преподавателям соврали .
⠀
Во-первых, им сказали, что тест не был обычным тестом на уровень IQ, а якобы был направлен на выявление тех учеников, которые должны совершить «интеллектуальный прорыв» в наступающем году .
⠀
Во-вторых, учителям выдали список тех, кто якобы прошел тест особенно хорошо. Можно сказать — список особо одаренных, потенциальных гениев . На самом же деле Потенциальные Гении были выбраны случайно.
⠀
И что потом?
⠀
В конце года те ученики, которых считали особо одарёнными, стали на самом деле учиться значительно лучше . Их достижения выросли значительно сильнее во всех областях по сравнению с остальными.
⠀
Это исследование позже проводилось неоднократно по всему миру, и каждый раз результат был одинаковый: те дети, в которых особенно верили учителя и родители, становились намного сильнее и умнее.
Вывод один: вера педагогов в то, что дети являются одаренными, оказали влияние на развитие учеников. Преподаватели в ожидании высоких показателей подходили к процессу обучения контрольной группы другим образом: предоставляли свободу творчества, поощряли учеников и конечно создавали в классе мотивирующую атмосферу.
Можно ли современному педагогу дополнительного образования применить опыт этого эксперимента в своей своей профессиональной деятельности? Несомненно да!
Предлагаем Вам несколько приемов для того, чтобы мотивировать учащихся и создать творческую среду в коллективе. Если вы будете хотя бы частично внедрять эти техники в свою педагогическую деятельность, у Вас обязательно получится вдохновить детей на свершения!
- «Поймайте» внимание
- Для начала нужно завладеть вниманием детей на занятии. Для этого используются так называемые «ловушки внимания». Внимание привлекает что-то неожиданное: новый вид деятельности, смена обстановки, изменение интонации. На занятии для этого эффективно использовать видео или аудиоматериалы. Можно продекламировать стихотворение или отрывок из произведения, вспомнить цитату известной личности. Дайте задачку, над которой все будут ломать голову. Это будет способствовать максимальной активности учащихся на занятии.
- На учебную мотивацию отлично работает и чувство юмора: расскажите анекдот или смешную историю из жизни. Это работает не только на привлечение внимания детей на занятии, но и на сближение педагога и учащихся.
- Не только захватить внимание на занятии, но долго его удерживать поможет дискуссия на противоречивую тему, приемы сторителлинга и игровые технологии. В образовательных целях можно использовать подвижные игры. Движение во время занятия благоприятно сказывается на познавательной активности. Примеры таких игр вы можете найти на нашем сайте ИПВ. Покажите, что обучение может быть веселым, это будет мотивировать детей.
- Покажите практическую значимость новых знаний
Человек не хочет познавать то, что никогда не пригодится ему в жизни. Выстраивайте занятия так, чтобы дети осознавали значимость получаемых ими знаний и умений: объясните, что это пригодится ребенку в будущем.
- Подбадривайте и давайте позитивную обратную связь
- Детям важно верить в себя и не бояться ошибаться. Если они сомневаются, что смогут добиться результатов, как мотивировать их учиться? Для повышения мотивации рассказывайте детям истории успеха известных людей. Покажите, что и знаменитости когда-то были в начале пути и совершали кучу ошибок. Вера в свои силы – основа любых достижений, и Вы как педагог в силах помочь учащимся сформировать эту веру и создать благоприятную атмосферу в коллективе.
- Хвалите детей за каждое, даже незначительное, достижение, поощряйте их познавательную активность.
- Озвучивайте детям, какие цели и задачи перед ними стоят. Чем они будут конкретнее, тем лучше, и тем больше участники коллектива будут чувствовать себя увереннее.
- Дайте почувствовать удовлетворение от обучения
- Если ребенку трудно, и он не справляется – лучше на какое-то время снизить требования.
- Важно, чтобы свой прогресс чувствовали все. Помогайте детям собирать их достижения. Пусть они ведут портфолио – это даст им чувствовать удовлетворение от обучения, будет вдохновлять на новые достижения и создаст в коллективе хорошее настроение.
Четыре перечисленных пункта – внимание обучающихся на занятии, значимость для реальной жизни, уверенность и удовлетворение – входят в модель учебной мотивации известного эксперта в сфере образования Джона Келлера. Если вы будете учитывать их в своей работе, дети все чаще станут радовать вас достижениями и активность коллектива на занятиях повысится.
Желаем вам успехов, дорогие коллеги!