Позиция «нет неодарённых детей, каждый одарён по-своему» в какой-то степени верна. Каждый ребенок в той или иной степени наделен уникальными способностями. Тем не менее искать зарытые таланты в каждом и полагать, что любого можно вывести на уровень призёра или победителя олимпиады, дипломанта всероссийских конкурсов и соревнований – не всегда эффективно.
В то же время в любом коллективе в любой момент могут появиться дети, которые схватывают всё на лету и опережают программу. Как правило, именно таких детей называют одаренными.
Как педагогу вовремя выявить такого ребенка и сделать образовательный процесс максимально эффективным?
По определению «Рабочей концепции одаренности», одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности или имеет внутренний потенциал к достижениям. Если ребенок еще не достиг высот, но специалисты видят, что он может это сделать при определенных условиях, его тоже называют одаренным.
Одаренность бывает общей и специальной — дети могут лучше других обучаться и усваивать информацию, а могут проявлять способности только в музыке, художественном творчестве или математике. Реже встречаются выдающиеся лидерские качества или коммуникативные способности.
Американский психолог Джозеф Рензулли считает, что одаренность возникает на стыке трех следующих факторов: способности выше среднего, повышенная мотивация к решению задач и креативность.
При этом ни один из этих факторов не достаточен, чтобы «создать одаренность» — педагогам важно при работе с детьми обращать внимание на каждый из них.
Одаренность — лишь возможность достичь успеха в какой-то области. Но ничего не произойдет без приложения усилий, труда, поддержки и готовности продолжать движение вперед после первых неудач.
Как педагогу работать с одарёнными детьми?
Не подчеркивать различия. Если одаренный ребенок сильно отличается от остальных детей в классе, очень важно не сделать его «белой вороной». Для этого идет работа в двух направлениях: с коллективом и с самим одаренным ребенком. Сделайте упор на то, что мы все разные, и это нормально. У каждого есть свои способности, и, чтобы раскрыть их, надо приложить еще труда. Мысль «я отличаюсь от остальных» не должна быть тревожной.
Подбирать задания по уровню. Если в младшей школе одаренному ребенку будет скучно делать слишком простые задания вместе со всеми, то подростка это может задеть и даже обидеть: «Мои способности не признаются и игнорируются!». Можно предлагать несколько заданий на выбор, чтобы каждый ребенок мог выполнять то, которое ему по силам, и чувствовать себя успешным.
Найти единомышленников. Одаренному ребенку важно оказаться в окружении таких же, как он. Увидеть, что есть люди, которым интересно то же, что и ему, что это нормально, естественно и хорошо. Подскажите родителям, куда можно направить ребенка — подойдут кружки, тематические выставки, клубы по интересам, соревнования или конкурсы.
Приучать к работе над собой. Чтобы раскрыть талант, одаренному ребенку нужно приложить много труда. И ему может быть обидно, что все идут уже гулять, а ему приходится много заниматься. Чтобы занятия не воспринимались как наказание, вместе с ребенком выстраивайте путь к цели с промежуточными итоговыми результатами. Маленькие победы помогают видеть, что ты на верном пути, и поддерживают мотивацию.
Хвалить за усилия, а не за талант. «Ты молодец, потому что старался!» — в этом случае неудача означает лишь необходимость приложить больше усилий и не делает ребенка «плохим». И значит, в следующий раз, постаравшись, можно достичь лучшего результата. Это помогает одаренному ученику сохранять мотивацию, даже если не сразу получается как надо.
Предлагать попробовать разное. Это поможет одаренному ребенку определить, к чему еще у него «лежит душа». Умение переключаться между разными видами деятельности сделает его более устойчивым и гибким, поможет чаще видеть свой прогресс: «Я не умел, а теперь — умею». Например, предлагайте одаренному ученику интересные задания по «непрофильным предметам» и подчеркивайте моменты, в которых он был успешен.
Держать баланс. Очень важно для ребенка не концентрироваться на одном, пусть и очень успешном для него направлении. Одаренность не должна быть поводом исключить из жизни отдых и игру. Чтобы избежать выгорания и сохранить интерес, нужно уметь отвлекаться и потом с удовольствием возвращаться к основной деятельности. Не загружайте одаренного ученика заданиями сверх меры, оставляйте ему время для остальной жизни.
Опыт показывает, что наличие одаренных учащихся самым позитивным образом влияет и на развитие профессионализма педагога, и на удовлетворённость его своей работой, и на результативность образовательного процесса в целом.
Пожелаем же каждому педагогу чаще испытывать радость обучения таких детей!