В наши не простые времена так важно, и взрослым, и детям иметь прочную духовную опору. Ее мы можем найти в себе, в тех своих качествах, которые были развиты в нас нашими родителями, а в наших детях- нами.
Доброта – это главная основа воспитания, на которой строится отношение человека к миру и окружающим людям.
«Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе — от солнца, а все лучшее в жизни — от человека», утверждал русский писатель Михаил Пришвин. Вспомните и перечтите вместе с детьми его короткий, но очень мудрый рассказ о человеке и собаке «Глоток молока»:
Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле ее носа, она отвертывалась. Позвали меня.
— Лада, — сказал я, — надо поесть. Она подняла голову и забила прутом. Я погладил ее. От ласки жизнь заиграла в ее глазах.
— Кушай, Лада, — повторил я и подвинул блюдце поближе. Она протянула нос к молоку и залакала.
Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли ее жизнь.
В этом незамысловатом повествовании есть все, что так нужно человеку, чтобы наполнить жизнь смыслом, радостью и счастьем: доброта, сопереживание, сострадание, осознание своей внутренней духовной силы.
Воспитание доброго отношения ко всему живому- залог будущей отзывчивости ребенка, его дружелюбия, доброжелательности, отзывчивости, душевной щедрости, умения сопереживать радость или несчастье вместе с другим человеком, быть готовым помочь тому, кто нуждается в помощи, быть бескорыстным, уметь принимать людей такими, какие они есть- даже если у них и есть недостатки.
Воспитывать в ребенке доброту, сочувствие, сопереживание, сострадание, конечно, нужно на личном примере. Задумайтесь над тем, как часто видит вас ребенок раздраженным, кричащим, недовольным, равнодушным, высказывающим недобрые отзывы о других людях.
Учите детей различать добро и зло, объясняйте, что хорошо, а что плохо, учите определять свои эмоции и переживания.
Как освоить ребенку непростую, но очень полезную для его души Азбуку Добра? Вот несколько «рецептов»:
- обучайте ребенка заботе о других (например, помощь по дому, забота о младших и старших членах семьи, соседях, животных, птицах и пр.)
- учите совершать хорошие поступки (например, делать приятные сюрпризы близким без всякого повода)
- приучайте получать удовольствие от того, что он помогает кому- то или заботиться о ком- то (высказывайте свое одобрение поступкам ребенка)
- пресекайте любые проявления жестокого обращения с другими людьми (например, насмешки над неудачей другого человека и пр.)
- учите ребенка назвать правильно свои чувства (например, «мне обидно», «мне больно», «я счастлив», «я рад» и т.д.)
- развивайте ребенка эмоционально (например, изображайте эмоции мимически, прочитайте вместе стихотворение «Наша Таня громко плачет» с разными интонациями — весело, равнодушно, сердито, ласково, обиженно)
- слушайте музыку и «ловите» ее настроение, описывайте образы, которые вызвало ее прослушивание
- обсуждайте фильмы и реальные события из жизни
- читайте добрые сказки — неиссякаемый источник народной мудрости и нравственности и помните о том, что главное предназначение сказки — урок добра
- учите ребенка разрешать любые конфликты словом, а не силой
- противопоставляйте щедрость жадности
- обращайте внимание ребенка на разнообразие людей и быть терпимыми к ним: среди нас есть люди, которые нуждаются в помощи и поддержке, защите (инвалиды, сироты, те, кто остался без крова над головой и т.д)
- целуйте и обнимайте ребенка, ведь для полноценного его развития ему необходимо всего «12 обнимашек» в день.
Осваивая или повторяя вместе с ребенком эти доступные рецепты из «Азбуки Добра», мы, родители, не только осуществляем свое великое предназначение, но и делаем с каждым днем мир чуточку добрее и милосерднее.