В педагогическом сообществе постоянно обсуждается важность и необходимость работы с родителями. Педагогам рекомендуются полезные и информативные материалы, содержащие конкретные рекомендации по работе с родителями. Многие родители также занимают активную позицию, делятся опытом, в том числе и по вопросам взаимодействия с педагогами. Осознанное участие в образовательном процессе, по мнению самих родителей, очень важно для понимания перспектив развития ребенка. Несмотря на занятость на работе, бытовые заботы и др., многие готовы активно участвовать в образовательном процессе.
Однако взаимопонимания добиться не всегда легко по целому ряду причин. Условно выделяют четыре основных варианта взаимодействия родителей с педагогами: делегирование, замещение, абстрагирование и сотрудничество.
В первом случае – делегировании – родители предпочитают формально участвовать в процессе обучения, ожидая результатов от педагога. В качестве аргументов в пользу такого варианта чаще всего используется утверждение, что ребенок лучше слушается педагога, родитель не знает, как добиться результата. В подобной ситуации деятельность педагогов нередко оценивается родителями чрезмерно критически, а отсутствие или незначительность результата считается признаком недостатка квалификации. При этом требования к образовательным результатам могут совершенно не учитывать реальных возможностей ребенка. Негативным следствием такого подхода является нивелирование роли самого учащегося как самостоятельного и ответственного участника процесса обучения. Для педагога такой вариант взаимодействия сопряжен с избыточным нервным напряжением из-за отсутствия конструктивного диалога и высокой вероятности возникновения конфликтных ситуаций, что снижает эффективность обучения.
Вариант взаимодействия родителя и педагога по типу «замещения» характеризуется чрезмерной вовлеченностью родителя. Он фактически выполняет задания за ребенка, оправдывая неудачи «объективными» причинами: «устал, не так понял, ему неинтересно» и т. д. Закрытая позиция родителя, болезненное восприятие любых замечаний как критических, игнорирование очевидных трудностей препятствуют возникновению продуктивного диалога с педагогом. Очень часто родители считают, что к ребенку «необъективно относятся, придираются». В этом случае нередко наблюдается частая смена образовательных учреждений, программ обучения, бесконечный поиск «хорошего» педагога, который даст желаемую родителями оценку возможностей и перспектив ребенка. Негативные последствия этого подхода в образовательном плане состоят прежде всего в том, что в погоне за формальным результатом необходимые базовые понятия остаются неосвоенными, не формируются важнейшие компетенции — умения применять знания и навыки соответственно задаче, а также снижение у ребенка мотивации к обучению, неадекватная самооценка.
Абстрагирование — вариант минимального взаимодействия родителя с педагогами. Рекомендации педагогов выполняются минимально или на формальном уровне, снижена критичность к внешним оценкам. Очень часто такая стратегия присуща попустительскому стилю воспитания в семье. Родители заняты собой, у них масса дел – работа, друзья, а душевное состояние ребенка их не волнует, потребности и запросы ребенка не требуют особого внимания. Попустительский стиль формирует у ребёнка недостатки, которые проявляются практически во всех областях жизни. Этим детям, как правило, не хватает самообладания, они обладают низкой самооценкой и компетентностью по сравнению со своими сверстниками.
Сотрудничество — оптимальный вариант взаимодействия родителей с педагогами. Родители, будучи в первую очередь защитниками интересов ребенка, активно участвуют в процессе обучения и мониторинге этого процесса, вовлечены в образовательную программу. Развитие ребенка — эмоциональное, интеллектуальное, физическое — становится для родителей приоритетом.
Несомненно сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.