Родители и педагоги: общение без ярлыков и по правилам

Несомненно семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Вопросы сотрудничества педагогов и родителей на сегодняшний день остаются актуальными, и, к сожалению, иногда приобретают обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями связаны с несовпадением взаимных ожиданий. Как правило, ответственность за эффективность образования педагоги возлагают прежде всего на семью, а родители преимущественно на образовательную организацию.

Давайте посмотрим, как видят родители педагогов и, наоборот, педагоги родителей! Данная классификация не претендует на полноту и объективность, но есть над чем призадуматься нам всем!

Могут ли данные установки способствовать продуктивно взаимодействовать педагогам и родителям? Вряд ли. Глядя на получившиеся «портреты», можно сделать вывод о том, что заявленные качества скорее напоминают «ярлык», который приводит к недопониманию между участниками образовательного процесса.

Как родителям, так и педагогам необходимо бороться с заблуждениями! В этом нам помогут несколько правил.

Правило 1.

Не стремитесь, во что бы то ни стало отстаивать собственную позицию.

Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять собственное мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда одна из сторон докажет свою правоту или упрочит свое доминирующее положение, а возможность прийти к тому, чтобы объединить усилия учреждения и семьи.

Правило 2.

Обсуждайте ситуацию, а не личные качества.

Не «переходите» на личности. Положительных результатов беседы педагога с родителями не достичь, если они начнут обсуждать черты характера, а закончат «дискуссией» относительно личностных особенностей друг друга. Разговор увязнет во взаимных упреках, обвинениях, подозрениях и стороны разойдутся врагами. В итоге педагог и родители окончательно могут лишиться взаимной поддержки. Лучше направить беседу на обсуждение проблем воспитания. При этом очень важно, чтобы обе стороны чувствовали уверенность в том, что проблема может быть решена.

Правило 3.

«Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

Беседа педагога и родителей пройдет успешно, если удалось избежать противостояния и конфронтации, без упреков и обвинений. Важно удачно сформулировать проблему воспитания и обсудить план совместных действий.

Эти правила позволяют снять существующие напряжения в общении родителя и педагога и достичь понимания всех участников образовательного процесса.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *