Первый шаг — погружение в детские воспоминания
Что способствует мотивации ученика? Где эта главная кнопка, которая зажигает детские глаза? Два года педагоги дополнительного образования нашего центра искали ответы на эти вопросы и пришли к выводу: взрослый очень далек от ребенка — они похожи на двух людей, стоящих на разных берегах одной реки, а моста — нет.
По мнению психологов, под грузом жизненного и педагогического опыта взрослого человека часто прячется его «маленький ребенок», со своими желаниями и увлечениями. Он в детстве так многого хотел, был готов учиться и добиваться результатов. Но контроль со стороны взрослых и непонимание разрушило мостик доверия и желание «хотеть» угасло. Мы решили, что нужно вернуть педагогов в тот период их жизни, чтобы они смогли заново пережить детские эмоции.
Мы попросили коллег, работающих в нашем центре, вспомнить свои любимые увлечения, и они с радостью откликнулись.
«Я любил читать, моим вторым домом была библиотека, хотел стать детским писателем. Свой первый рекорд совершил в пятом классе — книга за ночь».
«В детстве я мечтала стать дизайнером. Когда мне было 10 лет, я продала свой первый дизайнерский проект кукольного домика однокласснице».
«Я занимался футболом. Если у меня не получался элемент, я мог тренироваться часами. Мой рекорд —1300 раз набил мяч ногой ни разу не уронив его».
Погрузившийся в детские переживания, педагог оголяет сердце. У кого-то вскрывается детская трагедия: кому-то из-за плохих оценок запрещали ходить на кружки, заниматься любимым делом. Так, шаг за шагом продвигаясь вперед, мы нащупывали пути решения проблемы мотивации.
Выводы нашего исследования оказались неожиданными: в нашем подсознании мы — дети, не понятые взрослыми, пережившие страх оценки, отвержения, утраты. Но эта боль, сегодня помогает понять ученика. То, что раньше вызывало раздражение, теперь откликается сочувствием. Это первый шаг навстречу ребенку.
Второй шаг. Выстраивание правильных взаимоотношений «учитель-ученик»
Победа ученика — победа и педагога. Чтобы пробудить интерес и любознательность ребенка, учитель идет рядом, поддерживает его в трудную минуту и направляет. Такое отношение обеспечивает ощущение безопасности, исчезает страх неудачи. Ребенок обретает уверенность, начинает проявлять инициативу и самостоятельность, возникает ощущение — «у меня все получится».
Третий шаг. Формирование деловых отношений
Детские воспоминания педагогов помогли понять, что ребенок нуждается не только в поддержке собственных начинаний, но и в ощущении собственной значимости в мире взрослых. Именно этого не хватало многим учителям в детстве. Фраза «ты еще маленький» — медленно, но верно формировала инфантильное отношение к жизни и потребительскую позицию — все всегда сделают взрослые.
Наши педагоги научились сотрудничать с ребятами: спрашивали их совета, мнения, вместе решали сложные жизненные задачи. Так вырастало доверие.
«Я использовала прием делового сотрудничества на своих занятиях и почти сразу увидела результат — дети работают с горящими глазами».
Что способствует развитию мотивации
-
игра, доверие и поддержка взрослых, отсутствие сомнений в себе, в достаточности ресурсов, создание системы выбора, желание и готовность учиться, наличие образцов, желание быть похожим, желание создавать, случайные события;
-
ощущение, что я умею все: петь, плясать, рисовать, дружить, читать, считать;
-
смелость противостоять страху.
Что мешает проявлению мотивации (барьеры)
-
страх утраты;
-
страх оценки;
-
страх получить отказ, быть непонятым;
-
внешний контроль;
-
установки: «делай быстрее», «не высовывайся», «другие лучше чем ты»;
-
прерывание действия, если не получается;
-
внешняя постановка задачи;
-
отсутствие ситуации выбора;
-
давление, престиж.
Какими качествами должен обладать педагог, чтобы мотивировать детей
Чтобы педагог смог мотивировать ребенка, он должен понимать его эмоции. Собственные детские переживания помогают понимать ребенка и сопереживать ему. Главной задачей педагога является развитие детской мотивации. Когда он это понимает, начинается осмысленная профессиональная деятельность. Заразить мотивацией может только тот, кто показывает пример и сам учится вместе с учениками.
Наша исследовательская команда определила самые важные критерии педагога-мотиватора:
-
увлечен любимым делом;
-
обладает адекватной самооценкой;
-
предоставляет право выбора ученику;
-
учитывает интересы каждого ребенка;
-
умеет объяснять сложное в игровой форме.
Об авторе: Ирина Деветьярова, заместитель директора МБОУ ДО «Центр детского творчества» г. Ижевска Удмуртской Республики