Одним из важнейших качеств ребёнка, которое интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте (а далее станет прочным фундаментом для дальнейшего его развития и воспитания) является произвольность поведения или саморегуляция. Что же это такое?
Саморегуляция – это процесс управления ребёнком собственными психологическими и физиологическими состояниями, поступками, способность владеть и управлять собой, сознательное, активное следование определенным нормам и правилам.
Основными особенностями саморегуляции являются:
- Осознанность действий – для чего, зачем надо выполнять это задание.
- Активное включение в деятельность.
- Планирование деятельности – умение ребёнком выделить последовательность своей деятельности.
- Контроль и коррекция – это означает, как ребёнок может по ходу выполнения задания контролировать правильность выполнения и исправлять увиденную ошибку.
По данным нейрофизиологических исследований истинная саморегуляция формируется только к 9-10 годам. Но важно в дошкольном возрасте развивать эту способность.
Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных «игр с правилами».
Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов — это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.
Примерный список слов:
окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.
Примечание для родителей. Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции — научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, «удерживать» его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано — подойдет любое. Варианты:
- нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];
- нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;
- нельзя повторять названия животных;
- нельзя повторять имена девочек;
- нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.
Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.
Например:
- нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;
- нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.
Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.