Ансамблевая работа и ее роль в развитии музыкальных навыков и личностных качеств обучающихся

 Ансамблевая работа и ее роль в развитии музыкальных навыков и личностных качеств обучающихся

Авторы: Чекоданова Анастасия Михайловна,

Максименко Анна Владимировна,

  педагоги дополнительного образования инструментальной секции.

Занятия в музыкальной секции предоставляют ученикам уникальную возможность не только развивать свои индивидуальные навыки, но и работать в ансамблях, что является важной частью образовательного процесса. Ансамблевая работа включает в себя совместное исполнение музыкальных произведений с другими учениками, что способствует развитию множества полезных навыков и качеств.

  1. Развитие чувства ритма и слуха

Одним из ключевых аспектов ансамблевой работы является необходимость синхронизации исполнения. Ученики должны научиться чувствовать ритм и темп, чтобы их игра звучала гармонично. Это помогает развивать внутренний слух и чувство ритма, что является важным навыком для любого музыканта.

  1. Улучшение навыков сотрудничества и коммуникации

Ансамблевая работа требует от участников умения слушать и слышать друг друга. Это способствует развитию навыков сотрудничества и коммуникации, так как каждый участник должен учитывать вклад других музыкантов. Умение работать в команде, понимать и уважать мнение других – это качества, которые пригодятся не только в музыкальной карьере, но и в жизни в целом.

  1. Расширение музыкального кругозора

Работа в ансамбле позволяет ученикам знакомиться с различными музыкальными произведениями и стилями. Это способствует расширению их музыкального кругозора и развитию вкуса. Исполнение произведений разных эпох и жанров помогает лучше понять и ощутить разнообразие музыкального искусства.

  1. Повышение уверенности в себе

Совместное исполнение перед публикой требует от участников ансамблевой работы уверенности в своих навыках. Регулярные выступления помогают ученикам преодолеть страх перед сценой и публичными выступлениями, что является важным шагом в развитии их профессиональной карьеры. Успешные выступления укрепляют уверенность в своих силах и мотивируют на дальнейшее развитие.

  1. Развитие эмоциональной выразительности

Музыка – это искусство, которое передает эмоции и чувства. Работа в ансамбле помогает ученикам лучше понимать и выражать эмоциональную составляющую музыкальных произведений. Совместное исполнение требует от участников умения передавать настроение и атмосферу музыки, что способствует развитию их эмоциональной выразительности.

   Вот уже несколько лет инструментальна секция ДД(Ю)Т Московского района проводит фестиваль-конкурс инструментальных ансамблей «Музыкальная радуга», с этого года получивший статус регионального. Разнообразие номинаций позволяет ребятам выступать во всех видах ансамбля: это народные, смешанные, фортепианные ансамбли, эстрадные и джазовые коллективы.  Особое внимание уделяется семейным ансамблям, где ребенок может выступить с родителями, с братьями, сестрами или и с теми и другими, большой дружной семьей.

Успешное выступление ансамблей на региональном конкурсе повышает престиж учреждения и привлекает новых талантливых учеников. Подготовка ансамблей к конкурсу стимулирует преподавателей к поиску новых методик и подходов в обучении, а также к обмену опытом с коллегами, создает в учреждении атмосферу творчества, вдохновения и стремления к высоким результатам.

Ансамблевая работа в музыкально-инструментальной секции играет важную роль в развитии музыкальных навыков и личностных качеств учеников. Она способствует улучшению чувства ритма и слуха, навыков сотрудничества и коммуникации, расширению музыкального кругозора, повышению уверенности в себе и развитию эмоциональной выразительности.

Участие в региональном конкурсе ансамблей является мощным стимулом для активизации ансамблевой работы в учреждении, что, в свою очередь, положительно сказывается на качестве музыкального образования и творческой атмосфере в целом. Поэтому, необходимо уделять ансамблевой работе особое внимание и создавать все необходимые условия для ее развития.