Общение в педагогической практике: «аудиалы», «визуалы», «кинестетики», «дискреты».

Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух и более людей, состоящих в обмене между ними информацией».

Также психология относит потребность в общении к основным базовым потребностям человека.

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и других участников педагогического процесса, принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А.Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной.

И, напомним: традиционно все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические. К вербальным относятся слова; к невербальным – жесты и мимика, дистанция, позиции общения, поза и др.; к паралингвистическим – тембр, темп голоса, интонация, паузы и т.д.

В некоторых случаях, в том числе и в ситуациях педагогического общения, одна из сторон испытывает трудности при вступлении в контакт. С чем это связано и что надо знать, чтобы этого избегать?

Если группе людей дать задание посмотреть за окно и одной короткой фразой сказать о том, что увидели, ответив на вопрос: что вы видите (или слышите, или чувствуете), глядя за окно? Например: «Я чувствую», «я слышу», «я вижу». Фраза должна быть максимально короткой. То каждый выскажется в удобной для него форме. Кто-то начнет со слов: «Я вижу…», кто-то – «Я слышу…» или «Я чувствую». Все зависит от канала восприятия. Понимание особенностей восприятия информации очень важно для педагогов в работе с учащимися и при общении с родителями.

Психологи выделяют три типа людей с характерными для каждого из них особенностями взаимодействия с другими людьми: «визуалы«, «аудиалы«, «кинестетики«. К «визуалам» относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Люди, воспринимающие большую часть информации через слуховой анализатор, относятся к «аудиалам«. Те, чьим ведущим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, называются «кинестетиками«. Некоторые авторы выделяют еще и четвертый тип — «дискреты«. «Дискреты» — это те, кто воспринимает информацию через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических доводов.

Каждому типу людей присущи определенные черты, проявляющиеся в речи, позах, взглядах, поведении в конфликтных ситуациях и др. Как правило, в жизни редко встречаются представители «чистой» категории, чаще всего каждый из нас обладает некоторыми чертами и тех, и других, и третьих. Однако доминирование восприятия информации через один из каналов позволяет говорить о принадлежности человека к одной определенной категории.

Умение определить ведущий тип восприятия мира у собеседника и знание особенностей его внешних проявлений необходимо педагогу для построения эффективного общения. Перечисленные в таблице характерные черты «аудиалов», «визуалов», «кинестетиков» и «дискретов» могут помочь определить ведущий вид восприятия, лучше понять собеседника (родителей, коллег, учеников) и наладить конструктивное общение с ними.

Паттерны поведения людей с различным доминирующим типом восприятия

Внешние проявления поведения «Визуалы» «Кинестетики» «Аудиалы» «Дискреты»
Слова Яркий, взгляд, перспектива, красочный, фокус, кажется, вижу Прочный, теплый, спокойный, чувствую, схватывание, прикосновение, мягкий Тон, громкий, находит отзвук, звучит как, благозвучный, слышу, шумит, притих Говоря на языке цифр, разумный, логический, знаю, понимаю, ситуация, требует, аргументы
Поза Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены Голова наклонена вбок Скрещенные на груди руки, прямая осанка, поднятая голова
Телодвижения Движения скованы, судорожны Движения свободные, плавные Движения то скованы, то свободны Движения не гибкие
Дыхание Высокое, грудное Низкое, брюшное В полном объеме Ограниченное
Тембр, сила, темп голоса Высокий, чистый, быстрый, громкий Низкий, медленный, мягкий Мелодичный, ритмичный, меняющийся Монотонный, прерывистый, густой
Направление взгляда Над окружающими Под окружающими (снизу вверх) Глаза опущены Смотрит над толпой
Особенности взгляда Посмотрит, чтобы услышать Скорее прикоснется, нежели посмотрит Чтобы услышать, не смотрит Никакого зрительного контакта
Поведение в конфликте (категории В.Сатир) Обвинитель, принимает агрессивную позу, показывая пальцем. В случае неудачи может чувствовать себя безуспешным Умиротворитель, во всем обвиняет себя. Может чувствовать себя беспомощным Отвлекатель, переводит конфликт в другую плоскость. Может чувствовать, что никому нет до него дела Компьютер, много и нудно говорит. Может чувствовать себя уязвимым

 

Так, для «визуалов» чаще всего характерна прямая расправленная поза с чуть приподнятыми головой и плечами, высокий и чистый голос, быстрая громкая речь, взгляд над окружающими (в связи с этим «визуалов» зачастую воспринимают за гордецов). Как правило, на родительских собраниях родители-«визуалы» тщательно конспектируют сказанное педагогом. В случае, если им необходимо заполнить анкету или письменно ответить на какие-либо вопросы, то следует учесть, что инструкция по заполнению документа должна быть предоставлена таким родителям в письменном виде.

Поскольку «визуалы» большое внимание уделяют одежде, стремятся выглядеть опрятно и носить подходящую по стилю и цвету для конкретного случая одежду, педагогу, готовясь к встрече с ними, желательно учесть эту особенность и одеться более тщательно, выбирая детали костюма. Имидж педагога играет важную роль для родителя-«визуала», очень наблюдательного в мелочах. Большое значение при подготовке к встрече с родителями-«визуалами» имеют также обстановка и порядок в кабинете, в котором предполагается проводить беседу.

Родители, относящиеся к категории «аудиалов«, встречаются достаточно редко. Обычно они могут выполнять данную им устно инструкцию сразу и правильно. В беседе с ними для педагога важно, чтобы родители сами проговорили свою проблему вслух, что, в свою очередь, может послужить удачным отправным моментом для ее разрешения. Включению таких родителей в диалог с учителем или воспитателем могут послужить такие фразы, как «Давайте поговорим…» или «Выслушайте меня…» и др.

В некоторых ситуациях решения проблем в коллективе педагог может использовать ролевые игры, в процессе которых родители-«аудиалы» способны в большей степени проявить свои способности.

Поскольку для «кинестетиков» характерны энергичность, неусидчивость, трудности при необходимости длительное время удерживать внимание на одном объекте, родителям, относящимся к данной категории, тяжело выдерживать продолжительные родительские собрания, длительные монологи. Если педагог объясняет такой маме или папе способ решения задачи или выполнения упражнения, лучше не давать долгих устных инструкций, а совместно выполнить 1-2 задания.

Общаясь с родителями -«дискретами», педагогу желательно приводить факты, цифры и следить за логичностью своих доводов.

Умение распознавать различные типы людей, в зависимости от доминирующего канала восприятия, и говорить с людьми на их языке, используя их активный словарь — важный фактор успешного общения педагога как с коллегами, так с детьми и их родителями. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *