Использование нетрадиционной техники рисования сыпучими материалами в дошкольном возрасте. 

Техника рисования сыпучими материалами может быть интересна не только детям, но и пригодится педагогам для оформления предметно-пространственной развивающей среды в группах и студиях по изобразительному искусству.

Расскажу о своем опыте работы в данной технике. Применять такую технику рисования можно начинать с детьми младшего дошкольного возраста. Дошкольникам старшего возраста интересно работать не только с мелкими сыпучими материалами, такими как соль и манка, получая интересные картины ночного и зимнего пейзажей, а также и с более крупными сыпучими материалами (пшено, перловка, греча, крупная соль) создавая картины на различные тематики – пейзажи, цветы, животных. 

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с различными материалами позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять задуманную деятельность. В этот время ребенок активно познает окружающий мир, получает опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, первые элементарные знания. Одной из ведущих задач педагогов является создание комфортных психологических условий.

Из всего разнообразия нетрадиционных техник рисования хотелось бы остановиться на технике рисования крупами (сыпучими материалами).

Рисование крупами подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

В работе можно использовать различные сыпучие продукты — крупу, семечки, соль и сахар, чай и кофе. Рисование крупой (гречкой, рисом, перловкой, пшеном, горохом и фасолью) очень комфортно для дошкольников. В отличие от соли и сахара, крупы не липнут к рукам и не растворяются. Поэтому рисунки крупой – довольно интересное и приятное занятие.

Благодаря экологической чистоте крупы, которую можно приобрести в магазине, рисование крупой (рисом, манкой, гречкой, перловкой, пшеном и геркулесом) – является замечательной техникой нетрадиционного рисования.  Дошкольников так же привлекают внешние свойства круп — у каждой свой цвет, размер, форма. Поверхность рисунка из крупы всегда рельефна, а техника рисования не сложная. 

Рассмотрим некоторые техники рисования, которые можно отнести к рисованию крупой.

Самая простая техника рисования, которая подойдет для младших дошкольников – это рисование пальчиком по слою сухой крупы. На стол или на доску (а лучше – на поднос с приподнятыми краями, коробку) насыпается слой манки или другой мелкой крупы, разравнивается – вот и готов холст для рисования. 

Пальцем рисуем все что хочется, от линий и геометрических фигур до более сложных форм —  цветка, листика, солнца и т.д.  Нанесение таких рисунков по крупе доставляет ребенку радость, развивает у него воображение и мелкую моторику.

Следующая техника – это рисунки из крупы «насыпью». Эта техника полностью совпадает с рисованием песком. Отметим только, что для такого рисования лучше подходят крупы самые мелкие – та же манка, к примеру.

Другая техника – это рисование крупами на бумаге или картоне с помощью клея. Сначала рисуем картинку карандашом. Потом аккуратно покрываем клеем ПВА часть рисунка, на которую будет насыпаться крупа. 

Можно сделать рисунок разноцветным используя разные крупы или окрасить крупу с помощью пищевых красителей. Тут вариантов так же много. Манка хорошо красится обычными цветными мелками или нетоксичными пищевыми красителями, так же можно использовать гуашь или акварель – но окрашивание влажными красками надо производить заранее, чтобы дать крупинкам высохнуть. 

Если задуман разноцветный рисунок крупой, его нужно рисовать поэтапно: намазываем клеем сначала одну область рисунка, засыпаем ее неокрашенной белой крупой, ждем, когда немного подсохнет. Потом стряхиваем лишнюю крупу – и мажем клеем другие участки рисунка. Насыпаем другую крупу на клей – опять ждём, и так далее. 

Насыпать крупу можно не только на клей, но и на краску, смешанную с клеем и поверхность рисунка под крупой будет выглядеть более однородно окрашенной. 

Так же можно выполнить рисунок белой крупой, а после высыхания окрасить его красками (гуашью). Картинка получается больше похожа на фреску, т.к. четких линий там не будет из за неоднородной текстуры крупы. 

Другой вариант — рисование крупой на пластилине: покрываем тонким слоем пластилина картонку, нужные участки рисунка несколько приминаем – топим – и заполняем крупой. Можно проделывать эту процедуру через заранее подготовленные трафареты. Можно на готовой пластилиновой картине часть поверхности украсить выпуклой крупяной текстурой – для таких рисунков годятся крупы покрупнее — гречка, рис, перловка, горох, фасоль. 

Перечисленные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, так как для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования.

Используя в работе с детьми нетрадиционные техники рисования, которые помогают развивать познавательную деятельность, находить нестандартные способы художественного изображения, можно корректировать психические процессы детей, моделировать взаимоотношения и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, а также  можно использовать их как средство снижения психоэмоционального напряжения, агрессивности, гиперреактивности, тревожности. Такие занятия с использованием нетрадиционных техник и приёмов изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

 Кротова Наталья Александровна,
педагог-организатор, педагог дополнительного образования ДД(Ю)Т

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *