«Куда вы спешите, дорогие друзья?»

По опыту общения с родителями дошкольников 5-6 лет могу констатировать тот факт, что в благородном стремлении к раннему развитию подавляющее большинство родителей либо упускают из вида особенности развития своих дошколят, либо вовсе о них не знают. Например, довольно часто сталкиваюсь с ситуацией, когда родители настойчиво просят взять в группу для пятилетних детей малышей 4 лет. Никакие разумные доводы о том, что чрезмерные интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки могут пойти «не впрок» ребенку в силу его возрастных особенностей, на родителей почему-то не действуют. Более того, кто-то, свою очередь, начинает с пылом перечислять «достоинства юного дарования»: и усидчив он, и некоторые буквы знает, и слушается, и много еще чего…

Нет сомнений в том, что каждый родитель хочет для своего малыша только лучшего, и все же в подобных ситуациях хочется задать один единственный вопрос: «Куда вы спешите, дорогие друзья?» Всему свое время, не торопите события.

Еще одна ситуация для размышления… Когда заканчиваются занятия и мы с детишками возвращаемся к родителям, первое, что я наблюдаю в глазах многих родителей — это немой вопрос: «Ну, как?» И знаете, что я чувствую? Я физически ощущаю их тревогу, и у меня возникает единственное желание их успокоить. Почти как детей. Поэтому как волшебное заклинание я повторяю из раза в раз: «Все хорошо! Не волнуйтесь!» И снова, и снова говорю всем и каждому из родителей: «Игра, радость, удивление и положительные эмоции — основа для познания мира у дошколенка».

Нет, не количество выученных букв, скорость прочитывания слога, слова и т.д. (не поверите, но об этом родители тревожатся! это важно для родителей), быстрый счет и решение задачек наполняют смыслом жизнь пятилетнего ребенка, а возможность совершить открытие. Маленькое, но СВОЕ открытие! Ни с кем, никогда и никем не сравниваемое. Открытие, которое он совершит САМ или, если необходимо, с помощью взрослого.

Если мы хотим научить читать или считать нашего малыша ВСЕГДА следует сначала задумываться о том, ЧТО надо сделать НАМ (родителям и педагогам), чтобы ребенку ЭТО сначала ЗАХОТЕЛОСЬ, а затем и СВЕРШИЛОСЬ. Ответ ищем выше: «магия игры и знание возрастных особенностей ребенка». Гораздо важнее порой вместо вопроса: «Ну, что ты сегодня узнал?», — спросить ребенка: «Что тебя сегодня удивило, порадовало, огорчило и т.д.?» Поверьте, эмоция оставит след и наполнит маленькое открытие личным смыслом, ценностью, которыми ребенок будет дорожить и следовать им дальше в своем познании окружающего мира.

Встречаются у родителей пятилеток и такие вопросы: «Скажите, а у моего ребенка склонность к гуманитарному профилю или естественнонаучному?» Попробуйте немного отвлечься от сути вопроса и поразмыслить о том, куда он может нас привести. Получив ответ на свой вопрос, какие действия или решения будет предпринимать любознательный родитель? Ограничит ли он познавательную среду ребенка, сфокусировав все свои усилия на раннем «точечном» развитии обозначенного профиля для ребенка, вновь и вновь беспокоясь о том, чтобы что-то НЕ УСПЕТЬ или чего-то НЕ УПУСТИТЬ? Вы действительно хотите получить ответ? Вспомните о возможной необратимости заключений о личности ребенка в целом. Предоставьте ему возможность максимально познавать мир во всем его многообразии, САМОМУ оценивать результаты своего познавательного труда, ведь именно такой подход создает мотивацию СТРЕМЛЕНИЯ.

А еще предоставьте, пожалуйста, вашему самому дорогому маленькому (пока!) ЧЕЛОВЕКУ возможность чувствовать, что его любят ПРОСТО ТАК, а не потому, что он выучил все буквы и ловко считает до 100.

© Елена Тихонова

​ ​

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *