О чем могут рассказать детские рисунки?

Наиболее популярная тема творчества дошкольников – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Родителям, которые интересуются психологией и хотят немного лучше узнать своего ребенка, предлагаем повнимательнее рассмотреть детские рисунки.

Попросите ребенка нарисовать рисунок на тему «Моя семья». Если малыш станет расспрашивать у вас подробности: сколько человек рисовать, нужно ли рисовать себя и прочее, отвечайте, что он должен рисовать так, как считает нужным. Психологи внимательно наблюдают за процессом рисования. Кого юный художник рисует первым, на прорисовку каких фигур тратит больше времени, как сильно нажимает на карандаш – все это может сказать специалисту многое о взаимоотношениях в семье. Родителям лучше воздержаться от пристального наблюдения: контроль значимого взрослого может исказить результаты теста. Лучше рассмотреть уже готовые рисунки или (если таковых нет) попросить ребенка нарисовать семью, а самим заняться другими делами: «Я сейчас буду варить суп, а ты пока нарисуй, пожалуйста, нашу семью. Я не буду подглядывать. Пусть это будет сюрприз». Когда «шедевр» будет готов, расспросите, кто есть кто, в каком порядке ребенок рисовал персонажей. По детальности прорисовки и характеру линий можно понять, на какую из фигур ребенок потратил больше времени и сил. В первую очередь дети рисуют того, кто на данный момент наиболее значим для них, и эта фигура как правило более тщательно прорисована.

Символическое истолкование рисунка вполне доступно людям и без педагогического или психологического образования. Заметим лишь, что методика не предназначена для оценки интеллекта ребенка и не дает информации о его готовности или неготовности к школе. Также стоит учесть, что рисунки, созданные сразу после конфликтов, не подходят для интерпретации. Они будут отображать сиюминутное настроение ребенка, его преходящую обиду. Важно, чтобы автор находился в спокойном состоянии. 

И еще нужно иметь в виду возможности художника, обусловленные возрастом. До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов»: рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил. Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» — два овала с конечностями-палочками. В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами. Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния и взаимоотношений в семье.

Итак, с чего начать интерпретацию? Прежде всего, отметьте признаки семейного благополучия. Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка:

 

  1. если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью;
  2. если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту;
  3. если ребенок изображает всех членов семьи без исключения;
  4. если применяется легкая или минимальная штриховка;
  5. если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле);
  6. если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.

Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях:

  1. если фигуры не пропорциональны: чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми; слишком большой сам автор рисунка – свидетельство конфронтации с родителями; чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье, то же самое можно сказать, если ребенок рисует себя в последнюю очередь; очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности;
  2. если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям;
  3. если ребенок изобразил только себя, можно говорить о его эгоцентричности, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно;
  4. если все члены семьи изображены в ячейках, это знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье;
  5. если ребенок изображает себя с закрытым лицом (заштрихованная голова, ракурс со спины), так он выражает нежелание находиться в семье;
  6. изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии;
  7. тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

На что еще стоит обратить внимание?

Расположение фигур на рисунке

Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры. И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками. Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Дистанция между членами семьи – один из основных факторов, отражающих предпочтения ребенка. Расстояния на рисунке являются отражением психологической дистанции. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту. Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

Изображение себя

Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)». Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности, – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

Страх и агрессия на детских рисунках

Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей. Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, который отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость. Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, так же как и жесткая штриховка с нажимом. Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

Дополнительные детали

Рисуя семью, ребенок может добавить людей, не относящихся к семейному кругу, или животных. Такое поведение трактуется как попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, теплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей.

Принципы линейной дистанции распространяются не только на мир людей, но и на неодушевленные предметы. Вещь, наиболее близко расположенная к персонажу, наиболее интересна ему.

Большинство детей в углу листа рисуют солнце. Оно для ребенка является символом верховной власти и защиты. Если изображена комната, вместо солнца нередко появляется люстра как замещающий источник света и тепла. Члены семьи и предметы, помещенные между автором рисунка и солнцем, видятся конкурентами, мешающими пользоваться в полной мере защитой и опекой.

Изображение большого количества мелких деталей предметов говорит о фиксации ребенка на порядке и правилах, о склонности прятать эмоции в себе, что чревато последующим «взрывом».

Прорисовка деталей

Глаза. Персонажей с большими, широко открытыми глазами ребенок считает тревожными, беспокойными, нуждающимися в помощи. Глаза-точечки или щелочки символизируют внутренний запрет на плач, страх попросить о помощи.

Уши. Их наличие или отсутствие, а также размер свидетельствуют о способности слышать и слушать друг друга. Принято ли это в вашей семье?

Рот. Это символ нападения. Он нужен, чтобы кусаться, кричать, говорить обидные вещи. Члены семьи с большими и (или) затемненными ртами воспринимаются ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием. Но это не означает, что в данной семье говорят на повышенных тонах. А вот персонажи, рот которых изображен в виде точки или черточки, не имеют возможности влиять на других людей. Часто у таких персонажей нарисованы ещё большие уши – чтобы слушаться.

Шея. Маленькие дети не рисуют шею. На рисунках малышей голова как бы «приклеена» к туловищу. Шея символизирует способность к контролю разума («головы») над чувствами («телом»). На рисунке появляется шея тогда, когда у ребенка появляется способность себя контролировать и управлять своими чувствами. Как правило, это происходит ближе к семи годам. Длинная и тонкая шея, говорит о конфликте между разумом и чувствами. Если же шея короткая и толстая, то данный персонаж мыслится как не имеющий проблем в этой сфере.

Голова. У того персонажа, чья голова больше, тот и умнее, по мнению ребенка.

В детских рисунках может быть еще множество деталей. Например, предметы, помещенные между изображенными людьми. Их можно интерпретировать как некие препятствия, которые ощущает ребенок во взаимоотношениях с близкими. Иногда родителям, которые знают, чем именно интересуется ребенок, бывает даже легче понять, почему появился тот или иной предмет на рисунке. Но если в рисунке что-то покажется совсем непонятным, лучше не фантазировать, а вообще отказаться от интерпретации.  

Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам в достижении взаимопонимания с ребенком!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *