Что такое эмоциональное выгорание?

Эмоциональное выгорание (англ. «burnout») – понятие, которое впервые было введено в психологию и описано менее полувека назад (1974 год). Термин обычно используют для обозначения переживания человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызванного длительной включенностью в эмоционально напряженные ситуации. Это достаточно молодое явление, но уже сегодня синдром эмоционального выгорания включен Всемирной организацией здравоохранения в Международную классификацию болезней.

Почти каждый человек может быть подвержен эмоциональному выгоранию, которое может возникать как в профессиональной деятельности, так и за ее пределами.

Специфическая симптоматика выгорания была обнаружена у лиц помогающих профессий: социальных и медицинских работников, администраторов, учителей, менеджеров. Из «платы за сочувствие» синдром выгорания превратился в болезнь работников «коммуникативных профессий».

Специфика данных профессий заключается в большом количестве эмоционально насыщенных и когнитивно сложных межличностных контактов, что требует от специалиста значительного личного вклада в ежедневные профессиональные дела. Обратная связь от реципиентов либо негативная, либо отсутствует.

Эмоциональное выгорание динамично. Условно выделяют несколько стадий выгорания:

😉 На стадии «медового месяца» наблюдается удовлетворенность своей деятельностью, прилив сил и ожидание от работы большего. В этот период человек обычно поглощен работой настолько, что отказывается от потребностей и забывает о собственных нуждах.

🙄 На стадии эмоционального истощения начинается понимание, что завышенные ожидания, связанные с деятельностью, профессией, были несколько поспешными. В результате начинаете активнее работать, пытаясь получить отдачу. Истощение проявляется в перенасыщении эмоциями и постепенном снижении остроты чувств.

🥱 Наступает стадия потери рабочего тонуса – происходит замена повышенного интереса к работе постоянной раздражительностью и апатией. Профессиональная деятельность не вызывает эмоционального отклика.

😞 И мы получаем стадию полного выгорания. Главный симптом – отчаяние, когда не видно выхода из сложившейся ситуации. Сопровождается потерей уверенности в себе и негативной самооценкой, ограничением своих возможностей и обязанностей. Плюс нервное истощение, депрессия, ухудшение отношений с коллегами.

🤩 На стадии «Феникс», выгоревший как птица-феникс возрождается из пепла и с новыми силами приступает к работе.

В целом, для эмоционального выгорания характерны проявления:

  • чувство эмоционального истощения или изнеможения;
  • невозможность работать с полной отдачей сил;
  • дегуманизация (деперсонализация) как тенденция к циничности и негативизму;
  • негативное самовосприятие в профессиональном плане.

О родительском выгорании по-прежнему говорят реже, чем о профессиональном, но оно, безусловно, существует.

Родители часто настолько заняты заботами о малыше, что времени на свои интересы и отдых у них не остается. К усталости добавляются повседневная рутина, которая угнетающе действует на психику, и постоянный стресс из-за криков ребенка и высокой ответственности.

Родитель чувствует себя опустошенным и обессиленным — это состояние называют эмоциональным выгоранием.

Чаще это происходит с женщинами, так как обычно именно они заняты уходом за детьми, но «выгореть» могут и мужчины!

Одним из сильнейших факторов влияния на родителей является общество. Так было всегда – оно формирует у современных отцов и матерей внутренние установки и убеждения, диктует правила воспитания. Однако многие нынешние мамы и папы испытывают меньше радости от взаимодействия с детьми, чем могли бы. Роль родителя, такая, казалось бы, позитивная и уважаемая, начинает тяготить, вызывать раздражение, усталость, чувство бессилия или беспомощности.

Чтобы разобраться почему так происходит давайте рассмотрим современный контекст родительства. Наиболее яркие, заметные изменения коснулись детей.

❗ Увеличилось число детей, которые часто болеют, в том числе хроническими заболеваниями, с низким иммунитетом, подверженных различным инфекциям. Это требует от родителей постоянной заботы и внимания, дополнительных сил, времени, денег. Они вкладывают больше энергии в организацию ребенку особых условий.

❗ Стало больше детей с активным темпераментом, даже чрезмерно подвижных. Сон у таких детей плохой и прерывистый. Днем они помногу бегают, требуют от родителей постоянного внимания. Это ведет к тому, что взрослые устают и становятся тревожными.

❗ Современная культура воспитания предполагает, что ребенок не должен оставаться на улице один без присмотра. Сейчас не принято предоставлять ему свободу при перемещении по городу, детей сопровождают по пути в школу и из школы. Необходимость следовать за детьми порой рождает в родителях ощущение того, что они не принадлежат себе и находятся при ребенке в роли проводника, извозчика, обслуги. Это подавляет, заставляет отказываться от собственных планов на свободное время, ограничивает родителя.

❗ У современных детей много удовольствий (игры, компьютер, социальные сети), которые рождают у них чувства пресыщения и скуки, отвлекают от уроков, провоцируют лень. Родителям приходится тратить немалые силы на то, чтобы вовлечь ребенка в учебу, мотивировать на домашние дела и заинтересовать в живом общении со сверстниками.

❗ Изменились и формы взаимодействия между поколениями родителей и дедушек-бабушек. Современные бабушки и дедушки меньше помогают родителям с воспитанием ребенка. Причины этого – включенность пожилых людей в активную социальную жизнь, стремление дольше работать и откладывать выход на пенсию; возросшая потребность заботиться о себе и уделять больше времени себе.

❗ В целом современные люди стали более мобильными: молодые семьи и семьи их родителей оказываются в разных городах. Как следствие, родители вынуждены справляться сами со всеми возникающими проблемами, порой не имея возможности отлучиться от ребенка, даже когда это необходимо.

❗ Естественным образом увеличивается разрыв между поколениями в ценностях, взглядах на то, как надо воспитывать ребенка, тратить деньги, работать и вообще жить. Поэтому, даже когда бабушки рядом и готовы включиться в воспитание внуков, некоторые родители не позволяют им этого делать. Как следствие – напряженность и конфликты внутри семьи.

Ситуация с недвижимостью (квартирный вопрос)– тоже немаловажный фактор: многие родители маленьких детей берут ипотечные кредиты, это возлагает на них особую ответственность; кто-то никак не может решить проблему стесненных жилищных условий – порой несколько поколений одной семьи живут вместе в малогабаритной квартире.

❗ Меняются отношения внутри молодой семьи. Патриархальная модель (где глава – мужчина) уходит в прошлое. Но молодым супругам не всегда хватает умения построить отношения на равных и принять во внимание мнение партнера при решении какой-то проблемы. Договариваться и обсуждать спорные вопросы в семье – непростое дело, особенно если навыки ведения переговоров недостаточно развиты. В связи с этим возрастает число разводов, повторных браков и семей, где родитель воспитывает неродного ребенка или воспитывает ребенка один.

❗ Иначе складываются сейчас взаимоотношения родителей и образовательных институтов. Современная школа переложила ответственность за обучение и развитие ребенка на семью, предъявив к родителям требования самостоятельно заботиться о качестве образования. В школе правила и программы меняются настолько быстро, что родителям трудно к ним приспособиться.

Сфера интересов самих родителей сильно отличается от того, что было всего каких-то тридцать лет назад. Появилась масса соблазнов: интернет с его соцсетями и играми, сериалы и прочие самые разнообразные виды индивидуального досуга. Это мешает близости с ребенком, общение с которым воспринимается многими родителями как скучное и однообразное.

❗ С другой стороны, возросла социальная активность женщин. Стремление к карьере и личным достижениям сокращает время на общение с детьми.

Все эти особенности социального контекста в XXI веке сделали воспитание ребенка в чем-то, возможно, более трудным и сложным делом.

На современных родителей влияют не только перечисленные факторы. Многочисленные идеи, ценности, убеждения, которые переполняют современное медийное пространство, зачастую формируют неконструктивные и неполезные внутренние установки. И часто определяют то, как будет осуществляться взаимодействие с ребенком в отдельно взятой семье. Обилие противоречивой информации, касающейся воспитания ребенка или ухода за ним (делать прививки или нет, отдавать в сад или воспитывать дома, использовать памперсы или нет и т. п.), приводит к тому, что у отца одна точка зрения, а у мамы – противоположная. Если никто не хочет уступить, в семье начинается «гражданская война»(((.

У современного родителя часто рождается ощущение: «Чтобы быть счастливым, нужно постоянно бежать вперед, а то не успеешь». Или, что еще больше изматывает, – «все уже убежали так далеко, что мне их все равно не догнать». И то и другое истощает, отнимает силы, ведет к тому, что человек начинает переживать, что его жизнь не так успешна, какой могла бы быть. И постоянно сравнивает с другими, не в свою пользу.

Но, допустим, вы осознали факт токсичного влияния идей социума. Что дальше? На первый взгляд, было бы логично поставить «защитный экран», отгородиться, укрыться, нарастить психологическую защиту. Однако более правильным будет не закрываться от внешнего воздействия, а изменить свое внутреннее состояние и способ проживания жизни! Но об этом мы поговорим в следующих публикациях.

Наталья Сомова, Ольга Владыко 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *