Родительские ресурсы: причины истощения и пути восстановления
Tagged Tags:

Родительские ресурсы – это физические и духовные возможности человека, мобилизация которых обеспечивает качественное воспитание детей и способствует их эффективному развитию. И надо признать они не безграничны. Мы все очень разные, у всех разное количество ресурсов – сил, времени, психической устойчивости, денег, поддержки близких … И несмотря на то, что мы очень любим своих детей, бывает сложно быть родителем, не хватает сил, терпения и т.д. Все чаще звучат выражения «синдром уставшей мамы», «родительское выгорание», «эмоциональное выгорание». Правда есть и такие, кто отрицает наличие такого состояния и говорит, «Вот раньше …». Но это было раньше, было по-другому, ситуация была другая!

На самом деле появилось гораздо больше сложностей, которые не заметны. Даже есть такое понятие как «ментальный груз», это постоянное принятие решений и тысяча сомнений во всем.

Давайте для начала посмотрим, что поменялось за последние десятилетия, где изменился фокус внимания, на что мы тратим свои ресурсы. И, конечно же, поделимся лайфхаками «как восполнить свои ресурсы».

Куда же уходят наши ресурсы, в том числе родительские?

❗️Информационная нагрузка. Постоянно нужно обдумывать вопросы жизнеобеспечения, каждый день принимать десятки решений, обрабатывать огромные массивы информации.

❗️Отсутствие так называемой «деревни привязанности» – родственников в пешей доступности, друзей которым можно доверять детей, бабушек и дедушек в достаточном количестве, надежных дружественных соседей, да и просто безопасных дворов и улиц. Постоянный поиск кого куда пристроить, как сходить к врачу, в магазин, на спорт, отдохнуть.

❗️Отсутствие «деревни привязанности» и большого безопасного пространства (дворов, улиц) также создает неочевидные проблемы – ребенок все время живет в опасном мире – где сразу за порогом нельзя шагу ступить без родителей, нельзя бежать, нельзя отвлечься, нельзя откликнуться на зов чужого человека. Родителя постоянно учат – мир опасен! Дороги транспорт, техника, опасные чужие, огромные чужие пространства. Все это создает постоянный фон тревоги, и ребенок, и родитель живут в постоянном напряжении.

❗️Информационная нагрузка на детей. Деструктивное перевозбуждение детей, не связанное с познавательной активностью. Когда ребенок не научается в процессе активности, а теряется. Это телевидение, интернет, приставки, компьютерные игры. Дети, как будто высвобождают для нас время, будучи занятыми этой деятельностью. Но это иллюзия, момент! В долгосрочной перспективе это способствует повышению сложности воспитания, потому что перевозбуждает нервную систему ребенка и отдаляет, ослабляет связь с родителем.

❗️Обеспечение безопасности окружающего пространства – многочисленные приборы, техника, излучение, опасные материалы игрушек… В том числе и обеспечение информационной безопасности.

❗️ Огромные расстояния ареала жизнедеятельности. Кто раньше устраивался на работу за 100 км? А сейчас возможно. Полдня в машине между домом, работой, кружками, бабушками, магазинами и спортзалами.

❗️Логистика передвижений и ожидание детей на кружках, во время детских времяпровождений, сопровождение к друзьям. Родитель-таксист. В школу, из школы, на кружок каждого из детей, к друзьям, в парикмахерскую, к врачу, в магазин и т.д.

❗️Глобализация достижений и гонка успешности. Все вокруг белозубые стройные с веселыми послушными детьми, которые нежно обнимают мамочку. Все вокруг шахматисты, чемпионы, модели и танцоры и давят этим из всех соцсетей. А сравнение порождает чувство вины, завышенные ожидания, фрустрацию.

❗️Текучесть воспитательных и образовательных целей! Сложно определится с одной линией воспитания родителям, взрослым в рамках одной семьи, учителям и воспитателям.

❗️Образовательные требования и нагрузка. Начиная с детского сада участие родителей в обучении ребенка в садике и школе обязательно – поделки, уроки, сложные задания. Кроме очевидной кражи времени еще и вносит разлад в отношения в семье. Редко кто остается спокойным после вечера уроков(((

❗️ Постоянное повышение требований к образованию и накоплению знаний родителями. К самореализации родителя. Сегодня и интересы расширились и возможности. И при этом и требования на работе возросли. Это тоже напряжение и стресс.

❗️ Банально нет времени объединится, общаться, узнавать своего ребенка. Не лежим на сеновале и не смотрим вместе в звездное небо. Больше разъединяющих ситуаций, чем объединяющих. Это делает процесс выращивания ребенка особо затратным.

❗️ И что очень важно – нет места для свободной (непроизвольной) игры ребенка и взрослого. Вместе и по отдельности. Той самой игры, которая лечит травмы, фрустрации, тревогу и страхи. Той самой, которая учит сценариям и планам процессам и техникам, нет свободной спортивной игры – всех этих салок, догонялок. А в результате – быстрая утомляемость. Нарушение хода физического развития, а с ним и ослабление здоровья. И так до бесконечности…

Можно, конечно, еще продолжить. Но в принципе этого достаточно, чтобы осознать куда уходит ресурс. Мир изменился… И главная мудрость – заботиться о своих внутренних ресурсах, благодаря которым можно дарить детям свою любовь, внимание, поддержку, а также устанавливать разумные ограничения и учить всему, что нужно для жизни.

Важно понимать, что истощение ресурсов нужно останавливать на этапе обратимости:

Выделять время на общение по «горизонтали». Это могут быть романтические вечера с супругом или тёплая встреча с друзьями.

Еще один неочевидный, но безусловно полезный навык, это отсутствие перфекционизма. Не гнаться за совершенством! Важно быть просто хорошим родителем.

Фокусироваться на достижениях! Например, ребёнок долго не мог научиться читать, но с вашей помощью осилил первые слова. Это ли не повод для радости?

Находить время на хобби. То, от чего мы получаем удовольствие, наш мозг расценивает как энергию. Фотография, музыка, чтение, рукоделие, кулинария, коллекционирование, любой спорт, а как вам – «охота на новый опыт (new experience)»!

☺Юмор – колоссальный и недооцененный родительский ресурс.

☺Качественный сон! Наш организм не рассчитан на хронический недосып.

 

И еще немного))) Лайфхаки от родителей:

«Когда я чувствую, что мой человеческий ресурс незаметно утекает сквозь пальцы, стараюсь понять, что именно сейчас для меня главная беда: отсутствие сна, общения с друзьями, тишины, творческой реализации или невозможность полностью управлять своей жизнью хоть пять минут. И пытаюсь хотя бы раз в неделю каждой беде «подкинуть косточку». Если мне нужен сон и тишина, стараюсь попасть на флоатинг (сенсорная депривация в соленой воде): час там дает ощущение, что проспала шесть часов непрерывно. Если я чувствую потребность уделить время своему телу, занимаюсь йогой с бесплатным приложением Yoga daily. Или делаю маску на лицо, пока дети купаются».

«Ситуации, когда остается мало сил в потоке дел, со мной случаются часто. Прямо сегодня я поняла, что опять устала от вечного салата из работы, быта и материнства. Я попросила мужа последить за ребенком, а сама отправилась принимать ванну: включила на телефоне группу «Сплин» и помогла Александру Васильеву исполнить старые хиты».

«Когда нет никаких сил, а оставить ребенка не с кем, я придумываю совместные занятия. Например, идем с ним в кафе: так приятно идти пешком за ручку, а потом пить вкусный кофе или сок и есть десерт. Вместе занимаемся чем-то медитативным: раскрашиваем, рисуем, клеим, лепим, собираем камушки. Мое недавнее открытие – тесто, скалка, формочки, украшения – ребенок занят, а я сижу туплю, глядя в стену».

«У моих детей есть вигвам. Я – индеец по имени Спящая Рысь – ложусь в него, и меня нельзя будить. Дети в это время бегают вокруг и играют в индейцев: сын Максим – вождь Могучий Медведь, а дочь Алиса – Быстрая Лиса. Говорят, раньше так папы играли в «Мавзолей»».

«В момент, когда нервы напряжены до предела, очень помогает валяние из шерсти: несколько часов подряд иголкой тыкаешь шерстяной шар, а получается милый котик». Кстати, отличный способ социально-безопасного выражения раздражения, эмоций))

«Маленький лайфхак – составляю список из 20 бесполезных вещей, которые люблю делать и что приносит радость – «есть пироженки» или «слушать Руки Вверх». Каждый день делаю хотя бы по 2-3 пункта из этого списка, периодически обновляю список, он живет и меняется вместе со мной. Любопытная хроника получается».

И напоследок))) А что говорят эксперты?

Психотерапевт Ольга Зотова рекомендует научиться «базовой окейности»!

В современной культуре интенсивного материнства общество так много ожидает от мамы – и мама сама начинает многого от себя требовать, — что очень легко оказаться «недостаточно хорошей» по какому-то из параметров. Важно признать, что в реальности этот идеал недостижим и даже комичен. И осознать, что попытки дотянуть себя до недостижимой планки приносят вред, вызывают чувство вины и личной несостоятельности. Противоядие от социальных сравнений и ощущения личной несостоятельности — «чувство базовой окейности». Это общее отношение к себе как к достаточно хорошему человеку, убеждение, что по большому счету с вами все в порядке. Развить это отношение помогает сочувствие к самому себе. Это не жалость, а позиция на равных: я признаю свои сложные чувства и уважительно к ним отношусь, поддерживаю себя, как я поддержал бы друга или подругу в сложной жизненной ситуации.

Ольга Владыко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *