Организация работы с вариативными программами во Дворце детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга
Автор: Кернасовская В.В.,
методист ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга
В современных условиях развития системы дополнительного образования особую актуальность приобретает разработка и внедрение вариативных дополнительных общеобразовательных программ (ВДОП). Вариативные программы позволяют учреждениям адаптировать образовательный процесс под потребности обучающихся, региональную специфику и современные тенденции развития образования. В рамках реализации стратегических документов, таких как Концепция развития дополнительного образования до 2030 года и Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, разработка ВДОП становится важным инструментом модернизации образовательной отрасли.
В 2024–2025 учебном году в ДД(Ю)Т Московского района была запущена работа «Открытой педагогической мастерской» в рамках сетевого взаимодействия с Федеральной инновационной площадкой ГБУ ДО ДД(Ю)Т Фрунзенского района, а также с «Дворцом детского и юношеского творчества Архангельской области» и Региональным модельным центром дополнительного образования Архангельской области.
Актуальность разработки вариативных программ обусловлена несколькими ключевыми факторами:
- Необходимостью обновления технологий и содержания дополнительных общеобразовательных программ (ДОП).
- Востребованностью применения сетевого взаимодействия в образовательном процессе.
- Актуализацией воспитательного компонента в дополнительном образовании.
- Требованиями стратегических документов в области дополнительного образования детей.
Тема проекта Федеральной инновационной площадки: «Разработка и апробация вариативных образовательных программ, построенных на основе индивидуализации образовательных траекторий, обновления технологий и содержания образовательного процесса (с учетом особенностей регионов)».
Цель проекта – развитие профессиональной компетентности педагогов, формирование их готовности к разработке и внедрению инноваций в обновление содержания и повышение качества дополнительных общеобразовательных программ (ДОП).
Цель работы Открытой педагогической мастерской ДД(Ю)Т (ОПМ) – создание банка вариативных дополнительных общеобразовательных программ (ВДОП).
При разработке ВДОП важно понимать значение основных понятий:
- Вариативное образование рассматривается как подход, позволяющий образовательным учреждениям адаптироваться к различным потребностям и способностям обучающихся. Оно предполагает разнообразие учебных планов, методов обучения и подходов к преподаванию.
- Вариативная программа может быть адаптирована под индивидуальные потребности и интересы обучающегося, позволяя ему сформировать свою собственную образовательную траекторию.
Коррекция программ в части вариативности стала важным этапом работы для участников «Открытой педагогической мастерской». Этот процесс дал разработчикам новые возможности:
- Творческий подход к коррекции содержания программ
Педагоги получили возможность творчески пересмотреть содержание своих программ, включить в них новые элементы, соответствующие современным запросам. Это позволило сделать программы более актуальными и интересными для детей.
Изучение потребностей целевой аудитории
Участники проекта провели анализ потребностей своих обучающихся. Это помогло лучше понять мотивацию детей, их интересы и способности, что стало основой для создания более персонализированных образовательных решений.
Подбор образовательного содержания
На основе изученных потребностей педагоги смогли подобрать образовательное содержание, которое максимально отвечает разнообразным запросам и интересам обучающихся. Это включает:
- Внедрение новых тем и форматов занятий;
- Использование современных технологий и методик;
- Создание условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
- Реализация сотрудничества с социальными партнёрами и др.
Работа с ВДОП имеет важное значение не только для повышения качества образования, но и для его актуализации. Обновлённые программы становятся более увлекательными и интересными как для детей, так и для их родителей. Они отражают современные тренды, учитывают индивидуальные особенности обучающихся и предоставляют каждому ребёнку возможность выбрать свою уникальную образовательную траекторию.
Это также способствовало развитию профессиональных компетенций педагогов: участие в проекте ФИП предоставило педагогам уникальные возможности профессионального роста, включая участие в значимых образовательных мероприятиях как «Петербургский международный образовательный форум». Такие мероприятия помогают педагогам не только повысить свою квалификацию, но и внести вклад в развитие системы дополнительного образования, делясь своим опытом с коллегами из других регионов. Участники получают уникальный шанс развивать навыки публичных выступлений, находить единомышленников и черпать новые идеи для дальнейшего совершенствования своих программ.
Сотрудничество с ФИП стало катализатором системных изменений в программно-методическом обеспечении ДД(Ю)Т, а именно в обновлении содержания программ, что позволит к 2025-2026 учебному году увеличить долю обновленных программ с 15% до 20% и повысить их соответствие запросам обучающихся и современным образовательным трендам.
Таким образом, работа с вариативными программами становится важным инструментом модернизации дополнительного образования, позволяющим сделать его более гибким, современным и отвечающим потребностям современного общества и государства.