Методическая разработка учебного занятия
«Мастер-класс по медиаграмоте «Прямая речь»
Юлия Викторовна Сальникова, метолист, педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга
- Описание занятия (смысл, цели и задачи)
- Примерное содержание (ход занятия)
Описание мастер-класса
Определённый круг учащихся стремится развить в себе способности, необходимые для занятий журналистикой, деятельности в медиасфере, а также умения использовать для этого современные технологии. В настоящее время важным условием профессионального специалиста становится наличие умения работать в команде, коммуникативность, а также креативность и критическое мышление – два последних являются неотъемлемой особенностью работы в медиапространстве. Медиа – это не только печатная, газетная журналистика, но и радио, телевидение, кино и видео, разные виды интернет-журналистики. Следовательно, необходимо сформировать у обучающихся знания, умения и навыки публичной речи, культуры и техники речи. Для этого предлагается проведение мастер-класса по развитию речевой культуры, технике речи, навыков публичного выступления, коммуникации, включающий три этапа и семь заданий: игра на знакомство, артикуляционная гимнастика, задание на внимание, речевая разминка, упражнение на развитие речи, упражнение по развитию навыка публичного выступления. В мастер-классе могут принимать участие обучающиеся, занимающиеся по программе «медиатехнологии» и гости, а также он может быть использован для презентации программы для новичков.
Занятие будет полезно не только обучающимся по программам, связанным с медиатехнологиями, но и в целом для развития метапредметных компетенций, навыков самопрезентации, культуры речи обучающихся подросткового возраста.
Цель занятия: формирование знаний и умений в медиасфере и актуальных навыков самопрезентации, развитие творческих способностей обучающихся.
Задачи:
Предметные:
- знакомство с основами актерского мастерства и ораторского искусства;
- развитие навыков публичной речи и техники речи;
- формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта.
Развивающие:
- развитие креативности для формирования профессиональной направленности;
- расширение общего кругозора;
- развитие навыков практического применения актерского мастерства;
- развитие навыков коммуникации и работы в команде;
- развитие навыков публичной речи.
Воспитательные:
- формирование ценностного отношения к Отечеству,
- формирование ценностного отношения к миру,
- формирование ценностного отношения к труду, в т.ч. к медиапрофессиям как виду общественной деятельности,
- формирование ценностного отношения к культуре,
- формирование ценностного отношения к знаниям, в т.ч. интереса к СМИ,
- формирование ценностного отношения к другим людям, умения взаимодействовать на межличностном и межгрупповом уровнях;
- формирование ценностного отношения к своему здоровью, телесному «Я»,
- формирование ценностного отношения к своему внутреннему миру, душевному «Я».
Оборудование: устройство для демонстрации мультимедийной презентации, мультимедийная презентация (по возможности) или флип-чарт со сменными листами.
Дидактический материал: раздаточный материал (карточки с заданиями для упражнения№ 6, карта с цветными буквами, карточки с буквами для словодела).
Кадровое обеспечение: педагог, ведущий занятия по программе «медиатехнологии».
В ходе занятия обучающиеся должны будут принимать участие в предложенных им заданиях по развитию речевой культуры, креативности, формируя таким образом навыки и умения, необходимые в профессиональной деятельности, связанной с медиасферой.
Предварительный этап
На этом этапе при условии, что мастер-класс проводится для ранее не знакомых друг с другом обучающихся, ребята знакомятся друг с другом с помощью коммуникационной игры (типа «снежный ком», при этом можно последовательно называть свое имя и какое-либо определение, связанное тематически с медиа: Ольга – освещающая, Михаил — медийный и т.д.)). Затем обучающиеся рассказывают гостям или новичкам о медиацентре, демонстрируют помещение и оборудование, цели и задачи медиацентра. Педагог
(ведущий) рассказывает о важности грамотной не только письменной, но и устной речи, а также о важности техники и культуры речи при работе перед камерой и микрофоном в журналистике.
Основной этап
На этом этапе участникам мастер-класса предлагаются артикуляционная гимнастика, речевая и пластическая разминки: упражнения для развития речевого аппарата и дикции из арсенала дикторов и ведущих, включая практические советы по поведению перед камерой или микрофоном.
Упражнение 1. Попробуем размять язык и речевой аппарат с помощью простых логопедических упражнений: часики, чашечка, заборчик и т.д. (см. приложение 1,2)
Упражнение 2. Произносите по очереди труднопроизносимые букво- и звукосочетания: тчк, гбдо, гбду, гбда, збд, ктр, кжд…
Упражнение 3. Задание на внимание и концентрацию: цветные буквы (см. приложение 3). На планшете (интерактивном дисплее или бумажном планшете) размещены названия цветов спектра разного цвета, не соответствующего обозначению цвета (например, слово синий написано красным цветом и т.д.).
Упражнение 4. Чтение текста при помехах. Участники мастер-класса по очереди читают текст, при этом другой участник должен создавать читающему помехи: проводить рукой перед лицом, издавать громкие звуки, проходить перед ним и т.д. Следует также обратить внимание на поведение перед микрофоном, чтобы снять психологический зажим перед публичным выступлением – об этом рассказывает ведущий или один из обучающихся второго года обучения, имеющий такой опыт.
Упражнение 5. Скороговорки. Участникам предлагается чтение скороговорок.
Вы малину мыли ли? Мыли. Но не мылили.
Ткет ткач ткани на платье Тане
Кровельщик Кирилл криво крышу крыл
В дебрях тундры выдра в гетрах тырит в вёдра ядра кедра
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла
От топота копыт пыль по полю летит
Около кола колокола, около ворот коловорот
Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит
Макака коалу в какао макала
Осип охрип, Архип осип
Хвала халве. И пахлаве.
Упражнение 6. Актерское мастерство для жизни: участникам предлагается упражнение на
импровизацию: представьте, что вы произносите текст «Мороз и солнце! День чудесный!» как робот; маленький ребенок; шепотом; трагически; как будто вам очень холодно; как будто рот набит кашей.
Упражнение 7. Затем пройдитесь по помещению такой походкой:
- как будто вы сделаны из стекла и боитесь разбиться;
- как будто у вас болит зуб
- хромая на одну ногу
- как будто вы учите стихотворение
- как будто вы боитесь, что ваше приближение услышат
- как будто вы разминаетесь.
Задания и упражнения размещены на карточках (приложение 4), которые получают участники мастер-класса. По итогам выполненного упражнения участники получают карточку с буквой для задания «Словодел». После выполнения всех упражнений из букв на карточке надо сложить слово, связанное с медиасферой.
Заключительный этап. Подведение итогов. Свободное общение
После завершения квеста (возможно, в ходе чаепития, в неформальной обстановке) желательно подведение итогов занятия в свободной форме, обратная связь и пожелания участников.
Вопросы для беседы:
Что нового мы узнали сегодня? Что интересного было на мастер-классе?
Какая информация является самой ценной и интересной для вас?
Артикуляционные упражнения После выполнения таких упражнений на дикцию четкость произносимых фраз увеличивается, поэтому их часто используют люди, выступающие перед публикой. Существует 3 упражнения, которые помогают развить голос. Чтобы появился слышимый эффект, необходимо выполнять упражнения на протяжении нескольких месяцев. К таким упражнениям относят:
Представьте, что вы произносите текст «Мороз и солнце! День чудесный!» Представьте, что вы произносите текст «Мороз как маленький ребенок Представьте, что вы произносите текст «Мороз и солнце! День чудесный!» шепотом Представьте, что вы произносите текст «Мороз и солнце! День чудесный!» трагически Представьте, что вы произносите текст «Мороз как будто вам очень холодно Представьте, что вы произносите текст «Мороз как будто рот набит кашей Пройдитесь по помещению такой походкой: как будто вы сделаны из стекла и боитесь разбиться Пройдитесь по помещению такой походкой: как будто у вас болит зуб Пройдитесь по помещению такой походкой: хромая на одну ногу Пройдитесь по помещению такой походкой: как будто вы учите стихотворение Пройдитесь по помещению такой походкой: как будто вы боитесь, что ваше приближение услышат Пройдитесь по помещению такой походкой: как будто вы разминаетесь.
ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга Медиацентр «МАЯК» Мастер-класс «Прямая речь» ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР- КЛАССА Затем учащийся-ведущий и педагог рассказывают гостям о медиацентре, показывают помещение и оборудование, цели и задачи медиацентра: научиться разбираться в медиа, получить первые профессиональные навыки, общения и работы в команде Педагог (ведущий) рассказывает о важности грамотной не только письменной, но и устной речи, а также о важности техники и культуры речи при работе перед камерой и микрофоном в журналистике. Учащийся-ведущий показывает импровизацию. Задание: представьте, что вы произносите текст «Мороз и солнце! День чудесный!» как робот; маленький ребенок; шепотом; трагически; как будто вам очень холодно; как будто рот набит кашей (6 карточек, выбирают рандомно гости) импровизацию. пройдитесь по помещению такой походкой:..
как робот
и солнце! День чудесный!»
и солнце! День чудесный!»
и солнце! День чудесный!»
№
Содержание
Ответственный
1
ребята знакомятся друг с другом с помощью коммуникационной игры (типа «снежный ком», при этом можно последовательно называть свое имя и какое-либо определение, связанное тематически с медиа: Ольга – освещающая, Михаил — медийный и т.д.)).
2
Попробуем размять язык и речевой аппарат с помощью простых логопедических упражнений: часики, чашечка, заборчик и т.д. Учащийся-ведущий показывает
3
Упражнения на дыхание Произнесение гласных о, у, ы. Делать это нужно в наклонном положении, скрестив руки на груди. При этом голос понижается, а звук произносится протяжно. После очередного звука нужно подниматься в положение стоя, а затем выполнять наклон и повторять действие.
4
Для активизации области живота и груди необходимо с закрытым ртом произносить «м». Первое произнесение звука должно быть тихим, второе более громким, а в третий раз нужно максимально напрячь голосовые связки. Учащийся-ведущий показывает.
5
Педагог: произнесение гласных букв. Чтобы выполнить упражнение для формирования дикции, нужно поочередно произносить гласные звуки до тех пор, пока хватит дыхания. Произнося «и», «э», «а», «о» и «у», можно сделать голос более звучным. Работа над постановкой голоса происходит постоянно, так как во время перерывов даже на несколько дней эффект становится менее заметным. Педагог показывает.
6
Произнесение слов с буквой «р». Также для постановки голоса произносится и звук «р», что также улучшает произношение. Для этого сначала стоит прорычать звук «ррр», а затем подряд произнести более десятка слов, содержащих букву р. Во время произношения буква должна выделяться (контрреволюция, коррида, контрольная, баррикада, перрон, корреспондент) На экране или планшете разместить слова.
7
Задание на внимание и концентрацию: цветные буквы (см. приложение 3). На планшете (интерактивном дисплее или бумажном планшете) размещены названия цветов спектра разного цвета, не соответствующего обозначению цвета (например, слово синий написано красным цветом и т.д.). Учащийся-ведущий показывает.
8
Чтение текста при помехах. Задание: Участники по очереди читают текст, при этом другой участник должен создавать читающему помехи: проводить рукой перед лицом, издавать громкие звуки, проходить перед ним и т.д. Следует также обратить внимание на поведение перед микрофоном, чтобы снять психологический зажим перед публичным выступлением – об этом рассказывает ведущий-педагог или один из ведущих-учащихся
9
Скороговорки. Задание: Прочтите, пожалуйста, максимально быстро скороговорки на экране (или распечатки)
10
Актерское мастерство для жизни: упражнение на
11
Актерское мастерство для жизни: упражнение на
(карточки, 6 штук, свободный выбор для гостей)
12
По итогам выполненного упражнения участники получали карточку с буквой для задания «Словодел». После выполнения всех упражнений из букв на карточке надо сложить слово, связанное с медиасферой. Пьем чай и обсуждаем встречу.